Скорсезе и ДиКаприо: секреты успеха
Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо рассказали о том, как проходила работа над каждым из их пяти совместных фильмов, а также поделились секретами столь успешного сотрудничества.
Мартин, когда Вы впервые услышали о Леонардо?
Роберт Де Ниро однажды сказал мне: «Недавно я поработал с очень талантливым молодым человеком. Его зовут Леонардо ДиКаприо. Тебе стоит обратить на него внимание». На тот момент мы с Робертом сняли восемь фильмов, и его мнение, конечно, очень много для меня значило. Я не смог посмотреть «Что гложет Гилберта Грейпа» в кинотеатре, но натолкнулся на эту картину на одном из телеканалов. Я даже не понял, что это не документальный фильм и не сразу узнал Джонни Деппа... Лео был великолепен, а мне пришлось с нетерпением ждать титров, чтобы узнать имя этого талантливого юноши. Тогда я и вспомнил наш разговор с Де Ниро. Через пару лет на экраны вышел «Титаник», сделавший Леонардо звездой, а я на тот момент находился на сложном этапе своей карьеры, потому что «Кундун» и «Воскрешая мертвецов» неудачно выступили в прокате. Майкл Овиц предложил мне снять «Банды Нью-Йорка», сказав, что Леонардо не только проявляет интерес к этому проекту, но и является большим поклонником моих фильмов. Всегда важно сотрудничать с теми актерами, которые действительно хотят сниматься в твоей картине.
Леонардо, в какой момент своей карьеры Вы начали более избирательно относиться к ролям?
На роль в фильме «Жизнь этого парня» претендовали многие молодые актеры моего поколения. Думаю, что именно тогда я начал серьезнее относится к работе. Я понял, что просто необходимо дополнить практику теорией, а потому начал пересматривать по три или четыре фильма в день. Естественно, что я был впечатлен работой Скорсезе. Я помню, какие эмоции вызвал у меня «Таксист». В одну секунду ты сочувствуешь этому парню, а затем он шокирует тебя, когда начинает планировать убийство. Я повторял себе: «Однажды ты можешь стать так же хорош. Хотел бы я сняться хотя бы в одной сцене подобного фильма...». Как только у меня появилась возможность участвовать в финансировании картин, я начал искать способы сотрудничества с великими режиссерами. Я внимательно изучил сценарий «Банд Нью-Йорка», над которым Мартин работал два десятка лет, и предложил ему наконец-то снять эту картину.
Мартин, насколько сильно был изменен оригинальный сценарий 1976 года?
Некоторые элементы сценария действительно были изменены. Первую версию текста написал Джей Кокс, и от этого варианта осталась вся вступительная часть. Герои Лео и Дэниела Дэй-Льюиса значительно изменились уже в процессе работы. День за днем мы продолжали добавлять новые детали в образы наших героев. Это была очень интересная, но невероятно сложная работа. Мы снимали в Риме на протяжении 157 дней.
Леонардо ДиКаприо: Нам сделали восхитительные декорации. На площадке натурных съемок был воссоздан Нью-Йорк середины XIX века. Там можно было запросто потеряться...
Мартин Скорсезе: Да, создавалось полное впечатление, что мы в Нью-Йорке.
Леонардо ДиКаприо: Помогало и то, что некоторые актеры не выходили из образа в перерывах между съемками.
Мартин, как Вам работалось с Леонардо и Дэниелом?
Мартин Скорсезе: Мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к стилю работы каждого из них.
Леонардо ДиКаприо: В один из дней Дэниел и Марти всерьез занялись вопросом о том, как Билл должен резать мясо. Они часов десять сидели перед куском мяса, и обсуждали то, как Мясник должен совершить надрез.
Мартин Скорсезе: Мой брат работал мясником, а я частенько смотрел не его работу. Наибольшие сомнения у нас вызывало то, каким именно ножом Билл должен орудовать... Это было оружие Мясника, и никто не мог к нему прикасаться.
Леонардо ДиКаприо: Мы вернули Дэниела в кино. Он в течение шести лет работал сапожником в Италии, и не горел желанием возвращаться на экраны. Незадолго до начала съемок у нас с ним состоялся невероятно интересный разговор, благодаря которому зрители имеют возможность вновь наслаждаться работой величайшего артиста нашего времени.
Расскажите о работе над «Авиатором».
Леонардо ДиКаприо: В 21 год я купил книгу о Говарде Хьюзе и с той поры мечтал о том, чтобы сыграть его в кино. Мы с Майклом Манном успели поработать над сценарием байопика, но режиссер предпочел заняться картиной «Али». Я решил послать текст Марти, надеясь, что он заинтересуется. Я помню, как он сказал: «Я же ничего не понимаю в авиации». Тогда я напомнил, что он ничего не знал и о боксе, но снял «Бешеного быка». О работе над «Авиатором» у меня остались самые приятные воспоминания. Никогда прежде я не был сфокусирован только на одной роли в течение девяти месяцев, чувствуя свою личную ответственность за итоговый результат.
Мартин Скорсезе: Я всегда держался в стороне от этой истории, потому что знал, что Стивен Спилберг и Уоррен Битти мечтали рассказать о его жизни. Сценарий нашего фильма позволил мне узнать те факты биографии Говарда Хьюза, которые не были мне известны раньше.
Насколько сложным оказалось погружение в эту роль?
Леонардо ДиКаприо: Я полностью сосредоточился на этой роли, закрываясь в своем гостиничном номере на протяжении всего съемочного периода. Но это не имело бы смысла, если бы я не знал, что могу полностью довериться Мартину.
Мартин Скорсезе: Эта картина состоялась только благодаря Леонардо.
Леонардо ДиКаприо: Перед каждый сценой я подходил к Мартину, рассказывая ему об очередных «чудачествах» Говарда. Как он стал бы использовать салфетку или есть сливу... Мы очень внимательно работали над деталями, а уже затем начинали снимать новую сцену.
Как Вы решили снять «Отступников»?
Мартин Скорсезе: У нас на руках было сразу несколько сценариев. «Авиатора» тепло встретили критики, и мы хотели снять третий фильм вместе... Вскоре мне в руки попал сценарий Уильяма Монахана. Я был знаком с картиной «Двойная рокировка», но подумал, что полиция разных стран сильно отличается, а потому ремейк будет смотреться довольно уместно.
Леонардо ДиКаприо: Мы получили сценарий «Отступников» практически одновременно.
Мартин Скорсезе: У меня на руках также была история об атаке кита на морское судно, но я бы никогда не согласился снимать эту картину из-за своей морской болезни.
Какие воспоминания остались от работы с Джеком Николсоном?
Леонардо ДиКаприо: Мы работали над сценой, в которой Фрэнк Костелло подозревает моего героя. Джек подошел к Мартину и сказал: «Не верю. Мне кажется, этот парень меня не боится. Может быть, попробуем вернуться к этой сцене завтра, чтобы я смог быть более убедительным?». Мартин согласился, а я получил уведомление о том, что мы продолжим работу над этой сценой на следующий день. По дороге на съемочную площадку один из наших декораторов сказал мне: «Имей в виду, что в непосредственной близости от мистера Николсона будут находиться бутылка виски, спички и пистолет». Выяснилось, что Джек собирался налить виски на рисунок Белого дома, а затем поджечь весь стол. Оказалось, что в бутылке из соображений безопасности была налита диетическая кола. У Джека ничего не вышло, но его было уже не остановить. Он собрался угрожать мне пистолетом, но тот упал на пол. Именно поэтому я и люблю работать с Марти, который всегда дает актерам возможность импровизировать.
Мартин Скорсезе: Это моя самая любимая сцена фильма. Уильям Монахан написал отличный сценарий. В первый день мы сняли четыре дубля этой сцены, но нас с Джеком не устраивал итоговый результат. Я сказал Николсону, что он может импровизировать. На следующий день он подошел ко мне и заявил, что у него есть пара идей. Мы начали снимать сцену, в которой Джек спрашивает Лео о том, является ли он «крысой». Это был очень напряженный момент. Я ничего не знал ни о виски, ни о пистолете. Если бы Джек рассказал мне о своем плане, то я бы точно не стал менять алкоголь на колу. Хотя горящий стол, наверное, был бы перебором. А вот его ход с пистолетом мне очень понравился.
Похоже, что «Отступников» было весело снимать...
Леонардо ДиКаприо: Да, но это оказалась очень напряженная работа. У многих актеров имелись обязательства перед другими студиями и режиссерами, а потому они то прилетали, то улетали со съемок. Во многих сценах фильма использовались дублеры. Но снимать в Бостоне, конечно, нам понравилось.
Как возникла идея снять «Остров проклятых»?
Леонардо ДиКаприо: Мы планировали начать работу над «Волком с Уолл-стрит» уже тогда, но проект оказался в подвешенном состоянии. У нас с Марти схожие вкусы, а потому нас заинтересовал сценарий «Острова проклятых». Для меня роль в этой картине стала настоящим вызовом.
Мартин Скорсезе: Я едва не отказался от этого проекта. Мой ассистент заявил: «Придется снимать на корабле. Действие половины сценария происходит в шторм». Актерам всегда сложно играть сцены, в которых их персонажи спят или мечтают. Мы тоже столкнулись с этой проблемой. Многие актеры часто находят для самих себя объяснения того, с чего их герой начинает новую сцену. «Я пришел с улицы и поднялся по лестнице. Открываю дверь, и именно с этого начинается эта сцена». У нас, конечно, так бы не получилось, и тем ценнее та работа, которую проделал Лео.
Обычно фильмы опытных режиссеров начинают брать размеренный темп повествования, но «Волк с Уолл-стрит» полон энергии...
Мартин Скорсезе: Именно поэтому я сначала и не хотел заниматься этим проектом. Мы снимали в течение 87 дней, каждый день работая в безумном темпе. Я был рад сотрудничать с Лео, Джоной Хиллом и Марго Робби, но мне пришлось жить этим фильмом еще десять месяцев после окончания съемок.
Как снимались речи Джордана Белфорта?
Леонардо ДиКаприо: Я начал думать над тем, как будут звучать его монологи, еще шесть лет назад. Для меня они были сродни речам из «Храброго сердца», только вместо свободы Белфорт говорил о деньгах. Я тщательно планировал каждую фразу, активно участвуя в работе над сценарием. Я понимаю, что моему герою аплодировала массовка, которой платят за это деньги, но все равно чувствовал себя рок-звездой вроде Боно. Толпа позволила мне понять, как упивался славой сам Джордан, создавший этот культ.
Мартин Скорсезе: Мы специально отложили работу над этими речами на конец съемок.
Леонардо ДиКаприо: Я съездил отметить Новый год в Австралию, а вернулся на съемочную площадку с острым тонзиллитом.
Мартин Скорсезе: Я понял, что Лео болен, и отправил его домой. Два дня спустя мы приступили к работе. Так получилось, что именно тогда на съемочную площадку приехал Стивен Спилберг. Он планировал просто погостить, а остался на весь рабочий день.
Леонардо ДиКаприо: Стивен и Мартин активно обсуждали каждую сцену, а мои коллеги сходили с ума от того, что видят перед собой двух живых легенд кино. Стивену у нас понравилось. Мы с ним отлично провели время на съемках этих сцен.
Источник: http://lostfilm.info/