Украшения Тюдоров
Украшения времен Тюдоров для высших классов делались из меди, серебра, золота (или украшались позолотой) слоновой кости, и соединялись с драгоценными и полудрагоценными камнями. Камни имели плоскую огранку.
Простонародье обходилось деревянной или простой металлической основой. Вместо драгоценных камней использовались стекло, перламутр, рог. В принципе, работа по золоту пользовалась популярностью и среди простонародья. Сочетали золото, правда, с цветным стеклом, а не с камнями. Но даже такие украшения женщины обычно надевали не на выход, потому что для ловкого вора ничего не стоило их просто украсть.
Нашла одно подлинное кольцо того времени. Проба золота соответствует 24 каратам или чуть выше, а вот камень - цветное стекло.
Наиболее популярными драгоценными камнями в эпоху Тюдоров были жемчуг, бриллианты, изумруды, опалы, рубины, сапфиры и топазы. Из полудрагоценных популярностью пользовались бирюза, оникс, сердолик, гелиотроп, янтарь, хрусталь, коралл и агат.
Тюдоровские броши имели более широкое применение, чем броши сегодняшние. Иногда они совершенно практически скрепляли детали туалета, служили частью орнамента, украшали золотые цепи, береты, пряжки.
Золото, перламутр, неизбежные жемчуга и сердолик
Цепи часто служили должностными знаками отличия, изготавливались либо в виде литых цепей, либо воротников. В других случаях цепи входили в конструкцию Ордена Подвязки и Ордена Золотого руна. И это всё! Украшениями данные массивные конструкции не являлись.
Цепь Ордена Золотого Руна
Серьги в тюдоровские времена носили и мужчины, и женщины. Мужчины – только одну серьгу, обычно в левом ухе. Или даже просто черную нитку, к которой прикреплялась подвеска, небрежно пляшущая вокруг плеча. Настоящий бум на серьги настал в период правления Елизаветы, когда женщины больше не носили эти своеобразные головные уборы, под которыми волосы умещались только в распущенном состоянии, закрывая шею. А мужчины стали носить короткие волосы, которые тоже позволяли демонстрировать серьги.
Топазы
Золотые и серебряные браслеты изготавливались парными, украшались камнями, и также носились как мужчинами, так и женщинами. Люди в те времена чрезвычайно увлекались астрологией, и чаще всего браслеты создавались не только для того, чтобы радовать глаза, а с вполне утилитарной целью – как обереги от вредоносных влияний и заболеваний. Во времена Генри особенной популярностью пользовались браслеты, предохраняющие от ревматизма.
А вот цепочки на шею – это изобретение тюдоровского периода. То есть, нечто в этом роде было и раньше, конечно, но называлось ожерельем (карканетом), и только при Тюдорах стали изготавливаться более изящные версии, получившие название «шейная цепочка», "necklace". Опять же, носили их и мужчины, и женщины. Модели было две: короткая, вокруг горла или воротника камзола («choker necklace», как можно догадаться), или длинная, посящаяся поверх одежды, и богато украшенная либо одним центральным камнем, либо с дополнением брошками.
Женщины предпочитали филигранные цепочки или цепочки веревочного плетения, а мужчины – тяжелые, крупного плетения.
Карканет, ожерелье
Мужское
Женское с ониксом
Подвески в тюдоровский период стали заменять броши в виде украшений. Носили их и на лентах вокруг шеи, и на беретах, и на поясах, и на рукавах, и на платьях, и даже в ушах. Знаменитая литера В у Анны Болейн была именно подвеской. Очень популярны были подвески в виде медальонов, скрывающих миниатюры. По легенде, именно такую подвеску со своим портретом Генри подарил Джейн Сеймур – и ее сорвала с ее шеи Анна Болейн. Но это только легенда, при жизни Анны у короля была короткая интрижка совсем с другой женщиной, а Джейн была только на расстоянии обожаемой Джейн.