Моя рецензия на "Книгу Илая":
Признаюсь, постапокалиптические фильмы — моя слабость. Да и не только моя, но и достаточно большого количества киноманов по всему миру. Ведь иначе фильмы на эту тему в таком большом количестве просто не снимали бы. И эта слабость не удивительна. Всегда интересно предположить: а что если… Но еще интереснее: а что же потом?.. Как все будет потом? В другом мире?.. Но для меня еще интереснее в этой ситуации: а как человечество будет начинать с чистого листа, с нуля?.. Как заново будет появляться цивилизация?.. Как это: из руин созидать что-то новое, особенно зная, чем были руины раньше….
Фильм «Книга Илая» как раз показывает нам постапокалиптический мир. Мир подчеркнуто-серый, подчеркнуто грязный и одинаковый. В этом мире уже нет красоты, нет чистоты и нет благородства. Как красота и краски из мира ушли безвозвратно, так все мало-мальски высокие чувства ушли из сердец людей. Люди здесь показаны озлобленной грязной массой, которая за какие-то безделушки убить готова. Из чувств — только жажда наживы и похоть. Единственными людьми, более-менее чувствующими, оказываются главный герой Илай, главный злодей Карнеги, девушка Солара, ее мать и несколько второстепенных персонажей. Таким образом, авторы их как бы выделяют из серой толпы, которая населяет планету. И ставит над ней.
При этом трудно назвать какого-либо героя здесь однозначно положительным. Илай… Да, он такой вот странник, но не рыцарь. В нем, может, и есть благородство, но он его старательно сдерживает. Его позиция — ни во что не вмешиваться. Наверное, вполне верная для такого мира. Но, что довольно пугает, его сердце потихоньку леденеет. Не так, как у всех этих бандитов, нет… Илай видит перед собой некую цель, он привык понимать ее так, а не иначе. И он идет к ней, почти не замечая, что творится вокруг. Он старается не причинять вреда никому. Но и добра он не делает. Вот есть у него эта книга — и он несет ее. И оберегает. При этом даже не понимая, что важна не сама книга, а ее сущность. До поры до времени не понимает…
А вот главный злодей Карнеги как раз таки понимает. Ему книга нужна из-за ее содержимого. Он не относится к ней как к святыне. Нет, скорее как к вещи, в которой сосредоточена сила, которая может сделать его правителем над миром. А сама книга — оболочка — ему не столь интересна. Карнеги — не очень понятный персонаж. И это видно, даже если смотреть с позиции его отношения к супруге (ну или «его» женщине). Вот нам кажется, что он любит ее — с такой нежностью он моет ей голову. И вот — она уже его заложница. Когда он искренен, а когда лукавит — не понять… Можно сказать одно — он очень и очень незаурядный человек. Он умен, ведь только умный человек мог додуматься до такого плана, который Карнеги хочет осуществить. У него есть мечта, в отличие от большинства людей, оставшихся в живых. Путь эта мечта может принести беду, но она есть. Нет, этот герой не утратил человеческого, он не стал животным.
Солара — типичная девушка из фильмов. В меру наивная, в меру смелая, в меру строптивая. Нельзя сказать, что у нее нет своего лица, но и сказать, что она очень выразительное, тоже нельзя. Она призвана здесь разбудить в главном герое чувства. И заставить понять суть. И с этой ролью она справляется. И вряд ли для этой героини нужно что-то большее.
В описаниях фильма Илая называют мудрым… Но так ли это?.. Понятно, что он не может олицетворять мудрость так, как мы привыкли ее видеть: такой вот седовласый старик, который изрекает некие запутанные речи. Нет, Илай другой. Он в определенной мере умен житейски. Но не мудр. Он часто видит оболочку, но не видит сущность. Его нужно подтолкнуть, чтобы он понял. Так что, наверное, в категорию мудрых героев Илая записывать не очень верно.
Единственное яркое пятно в этом сером мире картины — море. Оно будто олицетворяет собой возрождение жизни. Оно здесь — как надежда рода людского на спасение и новую жизнь.
Интересно, что в этой картине о причинах катастрофы говорят вскользь. И не обвиняют людей в ней. Ядерной катастрофы не было. Да и не важно, почему мир стал другим, важно, что стал…Единственное, в чем герои обвиняют то поколение, это то, что оно утратило веру. А выжившие пытаются веру восстановить. Она здесь — как идея, которая способна сплотить живых и вернуть им человеческий облик. Казалось бы, довольно спорная идея, но в этой картине она не навязывается. Нет ощущения пропаганды.
Наверное, этот фильм мне понравился. В нем есть атмосфера, есть мир, на тему которого интересно поразмышлять. Есть герои, которых типичными не назовешь. Так что картина получилась. Я в этот мир поверила.
7 из 10
http://www.kinopoisk.ru/level/79/user/7 … nt/746482/