История сериала в России
До перестройки в нашей стране знали, пожалуй, только два сериала – «17 мгновений весны» и «ТАСС уполномочен заявить».
Но в конце восьмидесятых, на российские экраны хлынули фильмы из-за рубежа, в том числе многосерийные, которые в один миг завоевали любовь телезрителей.
Вся Россия точно по часам садилась к голубому экрану, чтобы узнать о новых приключениях Изауры
Первым мы увидели бразильскую «Рабыню Изауру» (1976 год выпуска) - трогательную историю о красивой, чистой душой, девушке, вынужденной терпеть хозяина-тирана.
Вся Россия точно по часам садилась к голубому экрану, чтобы узнать о новых приключениях героев теленовеллы, из-за показа сериала нарушались рабочие графики (пропустить серию казалось просто невосполнимой потерей), в нашем лексиконе появилось слово «фазенда» и мы узнали о такой болезни, как «амнезия» (ею переболел каждый уважающий себя герой сериала).
Разумеется, российские телеканалы, уже начавшие в то время ощущать необходимость борьбы за аудиторию, быстро смекнули, что сериал – это гарантированный зритель в течение довольно продолжительного периода, поэтому латиноамериканское «мыло прочно обосновалось на наших экранах.
Вторым «подарком» для нас стал мексиканский проект «Богатые тоже плачут» (1979 год выпуска).
Эта теленовелла с Вероникой Кастро в главной роли полюбился нам даже больше первого: сюжет развивался в современные нам дни, а значит, и проблемы героев были нам ближе.
Постепенно «Богатые тоже плачут» приобрел характер массовой истерии: каждая серия подробно обсуждалась на работе (в транспорте, на лавочке у дома), в честь героев сериала начали называть детей, а уж прилетевшую к нам в 1992 году Веронику Кастро встречали и вовсе как родную (кстати, актриса вернулась на наши экраны несколько лет спустя, в сериале «Дикая Роза»).
Потеснить в русском сердце Веронику Кастро удалось, пожалуй, только красавице с большими грустными глазами Лусии Мендес – актрисе с титулом «мисс вселенная», сыгравшей в мелодраме «Никто, кроме тебя» (она же через несколько лет приковала наше внимание в сериале «Мариелена»).
Героини Мендес отличались от героинь Кастро врожденной интеллигентностью (а этого ох-как не хватало в тогдашней России).
Была также Виктория Руффо и ее «Просто Мария» (мексиканский вариант Фроси Бурлаковой – разве мог он не полюбиться?!), которой сопереживали миллионы россиян.
Удивительно, но мексикано-испанские мачо совсем не находили места в сердцах россиян – все симпатии априори доставались актрисам и их героиням, таким похожим на русских женщин именно своей нелегкой судьбой.
В латиноамериканских сериалах было в среднем 250 серий, и тогда нам это казалось просто фантастикой, мы называли их «бесконечными», но только до тех пор, пока телеканал РТР не запустил в эфир американскую «Санта-Барбару»…
«Санта-Барбара» всего за пару месяцев приобрела эффект масштабного социального явления
Интересно, что первоначально было закуплено всего 30 серий (на пробу) и по неизвестной причине показ начался не с первой серии (было пропущено около 200 серий!), и только увидев, что собралась невиданная ранее зрительская аудитория, было решено продолжить показ.
С появлением «Санта-Барбары» (в 1992 году) мы перешли на совершенно новый, до сих пор неизведанный, сорт «мыла», американский сериал – куда большее число серий (кстати, финал мы так и не увидели), видовые и натурные съемки (все латиноамериканские сериалы обходились несколькими павильонами, имитирующими жилища и офисы героев), большее число героев…
Кроме того, нам впервые рассказали не историю доброй девушки из провинции, а о жизни богатого американского клана со своими жестокими капиталистическими законами.
И нам понравилось, и мы сопереживали в равной степени комичной злодейке Джине и невероятно благородной Иден. Даже американские мужчины пришлись нам по вкусу (может быть, потому что в отличие от мексиканских не были либо злодеями, либо настоящими героями) – казалось, в актера Лэйна Дэвиса (или все-таки в его персонажа Мэйсона?) была влюблена вся женская половина России.
«Династия» стала не только очередным шагом в развитии «мыльной истории России», но и заложила основы гламура в бывшем СССР
По непонятным причинам, в 1998 году, РТР сама решило остановить успешный вихрь «Санта-Барбары» - сняли с эфира вечерний сеанс, оставив только неудобные для большинства зрителей утренние часы. Это привело к тому, что в 2000 году у сериала осталось крайне мало лояльной аудитории, и проект прекратили показывать, а ведь до финала тогда осталось всего 600 серий
Надо заметить, что историю «Санта Барбары» в России изрядно подпортила другая американская теленовелла о богатых и знаменитых, «Династия», которая не только «перетянула» на себя часть аудитории, но и стала очередным шагом в развитии «мыльной истории России».
Начнем с того, что к «Династии» приложил руку сам Аарон Спеллинг; это тогда его имя ничего нам не говорило, зато сегодня мы знаем, что этот телевизионный гений ни скупился ни на сюжет, ни на бюджет.
Кроме того, именно в «Династии» герои «случайно» стали появляться в нарядах Armani и ездить на Mersedes (лошади, пруд с лилиями и вертолеты вместо стандартных стен съемочных павильонов уже не считаются).
И наконец, актерский состав. Что ни говори, а в латиноамериканских сериалах и в «Санта Барбаре» играли скорее очень красивые, нежели очень талантливые актеры; «Династия» позволила ощутить и понять разницу (одно имя заслуженной со всех сторон актрисы Джоан Коллинз чего стоит).
Конечно, после выше перечисленных сериалов в России было показано (а сколько еще будет!) немало многосерийных фильмов.
Постепенно «золушек» и «богатых и знаменитых» сменили стервозные офисные интриганки и красивые хирурги-Джорджи Клуни.
Со временем, разобравшись в понятии «целевая аудитория», российское ТВ стало преподносить нам «мыло» с тонким расчетом: подросткам – «Беверли Хиллз» и «Элен и ребят», домохозяйкам – многочисленных «Мануэлл», «Гваделуп» и «Кассандр», более «продвинутой» и занятой аудитории – «полицейские» и фантастические сериалы, и в более позднее время.
Однако с теплотой в сердце мы вспоминаем все-таки те сериалы, которые нам показали первыми, которые заставляли переживать, о которых до сих вспоминаем с нежностью – недаром говорят, что первая любовь не ржавеет.
Конечно, мы любим «Отчаянных домохозяек» (но вряд ли сходу вспомним имена всех четверых), «Остаться в живых» (но желательно на DVD, чтобы посмотреть несколько серий и в удобное время) и «Хауса» (Хью Лори, кстати, на днях прикупил на гонорар особняк в центре Лос-Анжелеса).
Но все-таки никогда они не станут такими родными и близкими, как розы и марии, плачущие в каждой серии.
Наверное, все дело в их доступности (интернет, журналы, активный пиар актеров); прежние пускали нас к себе строго на сорок минут, по будням, с семи до восьми вместе с рекламой.