Итак, сюжет дополнился новыми персонажами, вокруг которых концентрируется все действие – Луисана и Морис. Персонаж Луисаны не был мне симпатичен – этакая богатая, избалованная девица, считающая себя центром вселенной, привыкшая получать любую игрушку по первому требованию. И отправилась она в Альтамиру вовсе не оттого, что была отчаянно влюблена в Сантоса, а потому что то, что она уже считала своим, вдруг уплыло у нее из рук. А здесь еще 2 «соперницы», претендующие на ее жениха. Соперницы, конечно, условно, так как Луисана даже мысли не допускала, что кто-то может сравниться с ней. Если бы она во всех подробностях знала, что случится с ней в Альтамире, сомневаюсь, что она решилась бы на эту поездку.
А вообще с Луисаной связан довольно интересный ход: с одной стороны, доктор Ариес нашел убедительное доказательство ее болезни, с другой, - ответственность за произошедшее с Барбары никто не снимал. Зрителю предлагается самому выбрать, во что верить. Я не отрицаю факт существования магии и колдовства, но в данном случае, считаю, что болезнь Луисаны не столько проявление черных сил Барбары, сколько роковое стечение обстоятельств. Колдовство, проклятие доньи было пусковым механизмом, все остальное сделали лихорадка и сознание героини. Луисана испугалась, что вполне естественно, очень уж донья была убедительна. Цепляясь за слова Барбары, сознание Луисаны стало привязывать все дальнейшие события к действиям доньи по принципу «снежного кома». Под них же, кстати, попали и разбитое зеркало, и свадебное платье, которое увидел Сантос, что уж явно к колдовству никакого отношения не имеет. В общем, каждый здесь выберет то объяснение, которое сочтет для себя наиболее приемлемым.
Еще больше оттолкнуло меня от Луисаны ее стремление выйти замуж за Сантоса, несмотря на то, что она прекрасно знала, что он не любит ее. Ей это было необходимо, чтобы доказать Барбаре и Мариселе, что она победила, оставила их ни с чем. Не умно это! Хотя о какой-то человеческой мудрости в случае с Луисаной вообще речи не шло. Я уже совсем отчаялась в отношении этой героини, но то, что произошло во время свадьбы, вернее, поле несостоявшейся церемонии, все изменило. То ли слова Мориса все-таки возымели эффект, то ли сама Луисана смогла адекватно оценить ситуацию, но здравые, по-настоящему умные мысли Луисаны в больнице приятно меня удивили. Все что она сказала Сантосу о нем самом, о его отношениях с Барбарой было истиной, которую он сам пытался в себе закопать. Именно здесь я изменила свое отношение к этому персонажу. Люблю героев, которые развиваются, внутренне меняются, открывая в себе и в других то, что было скрыто. Я знаю, что Луисана появится дальше, и мне очень не хочется снова менять свое мнение о ней на противоположное.
Если уж речь зашла об адекватности, то для меня самыми здравыми героями являются Эустакия и Морис.
Эустакия очень любит Барбару. Только она и, пожалуй, Мелькиадес, знает, какая есть донья на самом деле. Ей известны все страхи, переживания, истинные мотивы поступков Барбары – все то, что та пытается скрыть даже от себя самой. И хотя донья может накричать, сорвать на ней свое зло, Эустакия не боится критиковать Барбару, прямо в лицо говорить об ошибках и неверных поступках. Безмерная любовь к Барбаре не мешает ей объективно оценивать поступки «ее девочки», закрывать глаза на жестокость и несправедливость доньи. Возможно именно благодаря тому, что рядом с Барбарой все это время находилась Эустакия, сердце доньи не окаменело окончательно.
Морис… По началу я его вообще никак не воспринимала, для меня он был из категории «один из…». Но потом я просто влюбилась в этот персонаж! Мудрый, цельный, здравый, с правильным пониманием жизни, видящий больше, чем другие герои, он неизменно вызывает симпатию. Очень люблю, когда в сериале есть герой такого типа, он помогает остальным правильно расставить акценты, увидеть ситуацию в истинном свете, задает для них направление движения. Сложность этого героя подтверждает наличие второй личности – мадам Фабуле. В ней реализуется то, что сам Морис не может реализовать в реальной жизни (извините за тавтологию). Но для меня мадам Фабуле не комическая личность, хотя, безусловно, первоначально вызвала улыбку, это олицетворение одиночества человека, который по разным причинам не может проявить во вне свое «ВСЕ», оставаясь при этом самим собой. Персонаж безумно интересен, очень жду, когда он снова появится.
Я уже писала, что мне очень нравятся отношения Сесилии и Антонио: мило, романтично, и, несмотря на все сложности, все-таки с ощущением какой-то легкости. Но чем дальше, тем меньше я на стороне Сесилии. Ее комплексы, страхи, неуверенность – основной источник проблем в их взаимоотношениях. Конечно, ее тоже можно понять. С каждым годом ожидания мечты, надежды обрести счастье рядом с любимым человеком становились все призрачнее. В итоге, к моменту встречи с Антонио, степень принятия той жизни, которой она жила, была уже на предельной отметке. Антонио помог поверить Сесилии в то, что она жива, что любить никогда не поздно, что мы сами должны делать свой выбор, не оглядываясь ни на какие социальные условности или моральные предрассудки. Тогда почему она после всего того, что было, поверила лгунье Федерике?! Да, даже если она и правда беременна, почему у нее не возникла мысль, что относительно этой интимной связи врет именно Федерика, а не Антонио? Он что, единственный мужчина в поселке, который может быть отцом ее ребенка? Поэтому в данной ситуации мои симпатии целиком и полностью на стороне Антонио. Кроме того, Сесилия с момента начала их отношений подсознательно искала в действиях Антонио какой-то подвох, боялась, что он предаст ее, обманет, разлюбит. И вот наконец-то появилась возможность его в этом обвинить. Ревность, истерики, комплексы и неспособность трезво оценить происходящее отнюдь не красят героиню, которая поначалу мне казалась очень мудрой и разумной.
Как же я ждала примирения Барбары и Мариселы. Очень проникновенная получилась сцена в школе. Понятно, что донья шла к дочери, не имея истинного желания просить прощения, но иногда все-таки здорово, что скрытые чувства берут верх над холодным расчетом. Барбара сама не ожидала, что разговор с Мариселой настолько ее заденет. Уверенна, что ее слезы были искренними, как и чувства, которые она испытывала в тот момент. Так приятно на них было смотреть, особенно во второй части разговора: не было ни зла, ни притворства, хотя изначально именно оно и руководило поведением доньи. В тот момент были только мать и дочь, которые безумно страдают от того, что не могут перешагнуть через обиды, ненависть и злость, копившиеся годами, и которые так глубоко прячут в себе столь естественное для матери и ребенка чувство, что сами не верят в то, что испытывают его друг к другу.
Барбара вся состоит из противоречий: слова расходятся с делом, чувства со словами, поступки с обещаниями. После разговора с Мариселой она смеется над дочерью, называя ее наивной дурочкой, легко попавшейся на удочку, но это только слова, которыми она маскирует свое внутреннее состояние, иначе не рыдала бы донья так. Барбара чувствует потребность быть с дочерью, но не может себе этого разрешить, поэтому приходит тайком ночью поцеловать Мариселу. Она испугалась нового чувства, которое в ней начала пробуждать дочь, потому что это угроза. «Донья Барбара никогда не плачет», ведь слезы – это проявление слабости, это уязвимость, а донья должна быть сильной и несокрушимой. К тому же Марисела напоминает Барбариту, которой она была – чистую, наивную, с верой в людей, в их искренность. Последние два понятия для Барбары сегодняшней вообще не существуют, они стерты начисто. Признаюсь, меня удивили слова доньи о том, что она все бы отдала за то, чтобы любить Мариселу, но она не может. Наверное, эта невозможность терзает еще сильнее, чем ненависть. Но все же, несмотря на дальнейшие их отношения, нарастающие обиды и ревность, в этих сериях я увидела, что в сердцах обеих, пусть где-то очень глубоко, но живет любовь друг к другу, потребность друг в друге. Эта любовь очень хрупкая, ей просто не дали шанса окрепнуть и вырасти, законсервировав в первородном состоянии и спрятав подальше от самих себя и от друг друга. Поэтому она каждый раз разбивается о стену ревности и взаимных обид. Ненормально, но в данной ситуации получается, что ненавидеть для их психики оказывается легче и безопаснее, чем любить друг друга.
Мне с самого начала нравился персонаж Хенесис, хотя претензии к игре актрисы у меня есть. Мне было ее жаль, нравилась ее непосредственность, открытость, эмоциональность, естественность. Но в то, как она себя вела, когда узнала, что случилось с ее матерью, оттолкнуло меня от нее. Да, у Мариселы есть причины не любить свою мать, но ведь Барбара не просто палец порезала, она снова пережила весь тот ужас, по вине которого ее душа очерствела. Стоит себя поставить на ее место, и жалость поневоле появится. Но Марисела не захотела. Ледяное равнодушие, безразличие, отчужденность с которым она смотрела на умирающую мать; жестокие, хлесткие слова, которые она ей сказала, меня лично очень покоробили. Марисела, конечно, имела право их произнести, но не в это время и не в данной ситуации, здесь ей нет никакого оправдания. И то, что Эустакия говорила о доброте и великодушии Мариселы – полный бред! Отнюдь не по доброте душевной она отдала кровь своей матери, а потому что Сантос не простил бы ей этого. Барбара ее меньше всего интересовала. В глазах Мариселы не было и тени заботы и понимания, вообще никаких чувств, кроме обиды и безразличия. Не знаю… Я стараюсь быть объективной и объективно анализировать действия персонажей, но это повторное изнасилование… Мне глаза хотелось закрыть. Для женщины нет ничего унизительнее, чем это. Но Марисела даже не попыталась представить, через что пришлось вновь пройти ее матери. Здесь я увидела, что в ней есть жестокость и хладнокровие Барбары, вообще, от характера Лоренцо в Мариселе нет практически ничего. Интересно, если бы с ней случилось подобное, смогла бы она все забыть и жить прежней жизнью, разумеется, если бы с ней рядом не было ни Сантоса, ни Сесилии, ни Хуанито?
Серии с изнасилованием и несколько после я вообще могу смотреть только с валерьянкой, после них как-то тяжело отходишь. Мне безумно, невероятно жалко Барбару! Первый раз у меня промелькнула в голове мысль, что Барбара имела право на месть. Я понимаю, что это эмоции, и, рассуждая здраво, конечно, я бы ее не допустила, но в тот момент разум отключился, уступив место эмоциям. То, что сделала эти мерзавцы отвратительно, гадко, жестоко. И только внутренняя сила и Сантос помогли Барбаре выжить, иначе она просто бы не стала бороться. Вот в этом отношении я восхищаюсь этой женщиной: внешне сильная, смелая, стойкая, хотя невероятно раненная и поломанная внутри, она смогла найти в себе силы подняться и встать после того, как ее вновь растоптали. Понятно, что я здесь не имею в виду моральную сторону ее поступков. Просто чем дальше, тем Барбара все больше открывается для меня. Что было в ее жизни хорошего? Отец, которому она не была нужна? Счастливое, беспечное детство? Но, несмотря на это Барбара, насколько я могу судить, была веселой и открытой; верила людям, умела любить. Здесь просматривается явная перекличка с жизнью Мариселы. Только все это было безжалостно уничтожено в один момент. А ей ведь было всего 16 лет! Это даже меньше, чем Мариселе. Мир шестнадцатилетнего ребенка был разрушен до основания, доверие, с которым она к нему относилось стерто. С Барбарой тогда не было человека, который бы помог ей его восстановить. Да, была Эустакия, но при всей своей любви к ней и заботе, эта задача ей была не под силу. Она и так сделала очень многое – сумела сохранить то, что осталось от Барбариты. Организму внутренних ресурсов хватило только на то, чтобы восстановить все необходимые для жизни функции, но уровень чувств и эмоций так и остался замороженным. Потрясение было настолько сильным, что психика просто запретила всякий доступ к ним. Как только истинные чувства пытаются найти выход, она тут же блокирует их своей жестокостью. Вспомнить хотя бы момент, когда Леон ударил Гербасию. Самая первая реакция доньи – защитить девушку, оградить от мужского насилия, но потом включился этот пресловутый механизм защиты, и в голове Барбары созрел хладнокровный план. Сочувствие и жалость уступили место расчету и безразличию.
Я думала насчет отношения Барбары к мужчинам. По сути, за свои 16 нормальных лет она не видела ни одного настоящего мужчины, а с Асдруболем она была знакома немного. Он на долгие годы и остался у нее в сознании как образец, идеал. Поэтому, встретив Санстоса, который напомнил ей убитого жениха, она так в него вцепилась. Все остальные автоматически попадали в другую категорию, представителям которой Барбара всеми силами пыталась доказать свои превосходство и силу. Я очень не люблю строить предположения, как при чтении, так и при просмотре фильма, считаю это занятие бессмысленным, но здесь позволю себе небольшое отступление. Думаю, если бы рядом с Барбарой был тогда такой человек, как Сантос, возможно, она не стала бы доньей, снова научилась бы жить, верить, любить. А так она с каждым годом все глубже погружалась в месть, ненависть и боль от невозможности забыть прошлое.
Очень важным для понимания образа Барбары является ее разговор с Сантосом уже после изнасилования. Она очень переживает, что все узнают о том, что произошло, и, как следствие, перестанут ее бояться и уважать. Получается, что в сознании Барбары произошло как бы наложение этих двух понятий. Бояться – не значит уважать, но для нее это так. Почему она так стремится к тому, чтобы вызывать у людей страх? Все очень просто! Страх окружающих – это ее система защиты. Страх не позволит людям близко подойти, сделать больно; страх не позволит унизить ее, растоптать, снова поставить на колени; даже ранчо свое она назвала «Страх», чтобы ни у кого даже близко не возникло желания подойти к нему.
На каком-то из форумов я прочитала что-то типа: «Марисела, в отличие от Барбары, несмотря на свою тяжелую жизнь, не озлобилась, а сумела остаться доброй, честной и искренней…». Но, постойте! Сравнивать жизненные трагедии матери и дочери просто абсурдно! Мне очень жаль Мариселу. Жить, зная, что твоя мать не любит тебя только потому что ты родилась, терпеть от нее унижения и побои, ужасно. Но это не разрушает тебя до основания. Но почти невозможно вернуться в себя, когда отец сначала тебя предает, а через некоторое время ты видишь его мертвым, когда у тебя на глазах убивают любимого человека, когда пятеро негодяев всю ночь насилуют и избивают тебя и все это в одно время и все это в 16 лет. Какое здесь может быть сравнение?! Я не буду говорить о том, кто здесь лучше, а кто хуже, выбирая жертву. По сути, каждая из них жертва, но каждая достойна быть любимой и счастливой. Мне очень интересна линия Барбары и Мариселы своей сложностью, многогранностью, неоднозначностью, запутанностью. Очень жду следующего примирения, потому что именно эти моменты доказывают, что несмотря ни на что они очень нуждаются друг в друге и очень дороги друг другу.
Ограниченность Лоренцо продолжает тихо раздражать! Сколько можно себя жалеть, обвиняя во всех своих бедах Барбару?! Понятно, что она виновата, но пора бы уже, обретя ясный разум, и себя оценить объективно, сделать в этой жизни хоть что-то самому. Но Лоренцо не действует, продолжая оставаться в паутине прошлых обид, разочарований и злобы. По сути, Барбара только продолжила и завершила то, что начала делать со своей жизнью сам Лоренцо. Когда они познакомились, он уже был надломан расставанием с Сесилией, уже был неравнодушен к спиртному, уже практически разорил «Баркеренью». В нем изначально не было желания бороться ни за свою любовь, ни за свое счастье, поэтому в дальнейшем он также не стал бороться ни за своего ребенка, ни за спасение своей жизни. Я думала, почему Лоренцо так испугала новость о возможно смерти Барбары. А все оказалось просто. Он сделал свою ненависть к донье оправданием своей слабости и никчемности. Если Барбара умрет, то ему поневоле придется здраво взглянуть правде в глаза, увидеть ситуацию в том свете, от которого он всю жизнь прятался. Ему просто удобно жить, прикрываясь этой ненавистью, чтобы не задумываться о том, что в своей неудавшейся жизни, страданиях Мариселы он виноват не меньше, чем Барбара.
За эти просмотренные серии неприятно удивили две героини – Сесилия и Марисела. Причем первую из них я всегда считала разумной и объективной. Но ее постоянные истерики и неадекватность что-то слишком участились. С одной стороны, очень интересная, с другой, совершенно ничем необоснованная выстроилась в ее голове схема в тот момент, когда Сантос сообщил ей о своем решении быть с Барбарой. Разочарованная мнимым предательством Антонио, она считает негодяем Сантоса (=Антонио), который связался с лгуньей Барбарой (=Федерикой) и разбил сердце чистой и порядочной Мариселе (=сама Сесилия).
Но поведение Мариселы в последнее время совсем ее не красит. Честно говоря, ее бесконечные манипуляции с уходом уже поднадоели. «Если ты не сделаешь, как я хочу, то я уйду!» - что за детская реакция? Чуть что не по ее, так она сразу вещи собирает. Если Марисела хочет доказать, что она взрослая женщина, так надо вести себя как взрослый разумный человек. Я считаю, что Сантос не ушел бы к Барбаре так скоро, если бы Марисела своим очередным уходом его не вынудила. Именно она подтолкнула его к этому шагу, а потом еще строит из себя обиженную! Глупо это с ее стороны.
Сантос никак не мог найти равновесия. То он Барбару любит, то ненавидит. И почему-то приступы ненависти чаще случаются после бурной страсти, после чего он уходит и бросает ее одну, как в их первую ночь. Тоже мне мужской поступок! Причина этих колебаний лежит в его устойчивом стремлении контролировать свои чувства и желания. Он пытается все подчинить рациональной составляющей, загнать свои эмоции в плоскость здравого рассудка. Корни такого поведения понятны, он не хочет быть похожим на отца, который в порыве эмоций убил своего сына. Но это невозможно! Человек не может жить, постоянно подавляя свои чувства, зажимая эмоции, действуя только руководствуясь логикой. Над Барбарой же, напротив, эмоции в большинстве своем всегда берут верх. Также, впрочем, как и над Мариселой. Когда что-то происходит и эмоции зашкаливают, им обеим трудно оценить ситуацию и ее последствия со стороны здравого смысла. Поэтому Сантоса так штормит. Любовь, которую он испытвает к Барбаре, логически объяснить он не может, она за гранью здравого смысла. В противовес этому, любовь к Мариселе вполне укладывается в его рациональную картину мира. Вывод: Сантосу удобнее, безопаснее быть с Мариселой, в этих отношениях ему все понятно.
Мне не очень нравится, что Сантос так давит на донью. Барбара – сформировавшаяся личность, а личность – структура очень устойчивая к внешним воздействиям. Поэтому все новое может лишь какое-то время влиять на ее поведение, но не на убеждения и ценности, которые определяют всю жизнь человека и меняются под воздействием только очень серьезных обстоятельств, что мы и увидим в финале. А пока Барбара не готова измениться, и в первую очередь, потому что не может освободиться от пут своего прошлого.
Очень хочется увидеть Барбару счастливой хоть недолгое время. Поэтому я сейчас наслаждаюсь сериями, где Сантос любит ее и заботится о ней. Хотя Барбара права, она любит Сантоса больше, чем он ее. Это, кстати, видно и в игре актеров. Уж не знаю, намеренно это сделано, или Эдит немного превосходит Кристиана, но в выражении чувств и эмоций по отношению друг к другу актриса явно ярче. Хотя в сцене, когда Сантос узнал от доктора Ариеса об изнасиловании, я готова была аплодировать Крису.
Насколько же предан Барбаре Мелькиадес, насколько он чувствует малейшее изменение в ее настроении, понимает ее и принимает такой, какая она есть. Как же потрясающе была сыграно, когда Сантос нашел истерзанную Барбару! Веласко здесь был на высшем уровне! Браво! Его герой так берег свою донью, и не уберег… Мне кажется, он сам испытал все то, что пришлось пережить его хозяйке.
На многих форумах участники пытаются выбрать за кого они: за Барбару или за Мариселу. А я не хочу этого делать. Оба эти персонажа сложные, красивые, сильные и оба заслуживают счастья. Жаль только, что это самое счастье для них заключено в одном и том же человеке. Но если в Мариселе мне все понятно, понятны ее мысли, чувства, эмоции, мотивы тех или иных поступков, то многослойность и уникальность героини Эдит очень увлекает. Попробую объяснить. Барбару нельзя подогнать ни под какие мерки или стандарты, нельзя вогнать в рамки «положительный/отрицательный герой», ее осуждаешь и ею восхищаешься, ей сочувствуешь и в то же время не понимаешь ее. Иногда мне просто хочется крикнуть ей: «Ну, что ж ты делаешь?! Ведь чувствуешь ты по-другому!». Барбара – «колоссальный по набору ингредиентов коктейль»; коктейль из эмоций, чувств, состояний; коктейль, вкус которого каждый из тех, кто был с нею знаком, запомнит на всю свою жизнь…