www.amorlatinoamericano.bbok.ru

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СЕРИАЛЫ - любовь по-латиноамерикански

Объявление

ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Добро пожаловать на форум!

Братский форум Латинопараисо

site

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Савелий Крамаров

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Актерские работы:

Им было девятнадцать [1960]
Прощайте, голуби! [1960]
Друг мой, Колька! [1961]
Приключения Кроша [1961]
На семи ветрах [1962]
Бей, барабан! [1962]
Ход конем [1962]
Без страха и упрека [1963]
Первый троллейбус [1963]
Сказка о потерянном времени [1963]
Город мастеров [1965]
Тридцать три [1965]
Чрезвычайное поручение [1965]
Неуловимые мстители [1966]
Баллада о чердачнике [1966]
Формула радуги [1966]
Черт с портфелем [1966]
Трембита [1968]
Золотые часы [1968]
Тайна железной двери [1970]
Джентльмены удачи [1971]
Двенадцать стульев [12 стульев] [1971]
Держись за облака [1971]
Звезды не гаснут [1971]
Золотые рога [1972]
Большая перемена [1972]
Иван Васильевич меняет профессию [1973]
Эта веселая планета [1973]
Большой аттракцион [1974]
Звезда экрана [1974]
Афоня [1975]
Соло для слона с оркестром [1975]
Свадебное происшествие [1975]
Мама [1976]
Двенадцать стульев - М.Захаров [1976]
Мимино [1977]
Живите в радости [1978]
Новые приключения капитана Врунгеля [1978]
Космическая одиссея 2010 года [1984]
Красная жара [1988]
Настя [1993]
Русский бизнес [1993]

0

2

Детство. Сын врага народа
Савелий Крамаров родился в семье известного московского адвоката Виктора Крамарова, человека доброго и одержимого желанием помочь абсолютно всем. Виктор Савельевич писал научную работу о суде шариата. В своих изысканиях он заходил все дальше и дальше, одновременно открывая для себя всю лживость советской системы. Это его и погубило. В середине 30-х его арестовали органы НКВД. Вскоре Крамарова отпустили, но ненадолго. В конце 30-х его забрали вторично. Виктор Савельевич уже больше никогда не увидел своего маленького сына и любимую молодую жену Басю – Бенедикту Соломоновну.

Мать Савелия оказалась совершенно неприспособленной к жизни, и заботу о семье взял на себя брат отца. Чтобы не потерять работу, Бенедикте Соломоновне пришлось развестись с мужем (которого она горячо любило). Что поделать, такое было время…

«Дорогой папочка, мы с мамой часто вспоминаем тебя. Мама говорит, что мы скоро увидимся. Я очень жду нашей встречи. Учусь хорошо. В основном получаю четвёрки и пятёрки…», - писал маленький Савелий. Здесь он лукавил, чтобы не расстраивать отца: учился он плохо, а с поведением дела обстояли и того хуже. Когда староста класса пригрозил, что с таким поведением и такими отметками его не примут в комсомол, он этому только обрадовался. Он боялся вступления в комсомол, вернее того момента, когда придётся встать из-за парты и рассказать всему классу свою биографию, в первую очередь – где и кем работают родители. Он боялся признаться в том, что его отец осуждён и сидит в лагере. Об этом узнают учителя, вся школа, будут смотреть на него как на сына врага народа, а если он скажет, что считает отца ни в чём не виноватым, то будет ещё хуже, получиться, что Савелий не доверяет советскому суду.

Частенько вместо уроков он бегал в кинотеатр, куда его часто бесплатно пускала соседка по коммуналке тётя Дуся. А однажды вместе с приятелем зашёл в кассы художественного театра. На столике администратора лежал пропуск в театр. Мальчик подошёл к администратору и заплетающимся от волнения языком назвал фамилию, увиденную на одном из пропуске. Такой трюк он проделывал не один раз, пока его не выследили. Администратор провёл его в свою комнату, хотел вызвать милицию, но почему-то передумал и вместо милиции вызвал маму Савелия.

Та приехала, опусти в голову, покорно выслушала администратора, а потом вдруг вскинула брови, ни к кому конкретно не обращаясь, уверенно произнесла:

- Мой сын станет артистом!

- Ты чего, мама? – вздрогнул Савелий. – Я больше не буду! Честное слово!

Узнав о том, что горячо любимый муж погиб в лагере (по официальной версии – покончил с собой), Бенедикта Соломоновна слегла, и очень скоро её не стало.

Без матери
Без мамы их маленькая комната опустела и стала большой и странной. Вещи расположены на своих местах, а чего-то не хватает. Часто звонили родственники, приглашали в гости, но он отнекивался, пропускал занятия в школе, пока не вспомнил, что в последние свои дни мама просила его, даже требовала зайти в милицию и получить паспорт, ведь ещё месяц назад ему исполнилось шестнадцать лет. Мама, наверное, чувствовала, что его покидают силы, и хотела, чтобы у сына был этот документ как право на жизнь. Уныние и тоска в мгновение покинули его, появилась цель – выполнить мамино желание. Савелий буквально добежал до отделения милиции.

Паспорт выдавала суровая полная женщина с угловатыми, мужскими чертами лица. Она исподлобья посмотрела на Савелия:

- Чего это ты не похож на еврея?

- Разве? – удивился Савелий.

- Точно,- уверенно сказала она, – отец и мать евреи, а ты – типично русский парень. Я оставила свободным место для твоей национальности. Кем ты хочешь быть: русским или евреем?

- Не знаю, - растерялся Савелий. – Пишите, как вы считаете нужным.

- Значит, ты русский! – утвердительно сказала женщина и сделала соответствующую запись.

Савелий мечтал стать юристом, как папа. Но в соответствующие институты детей «врагов народа» не брали. Да и во многие другие вузы с его анкетными данными вход был закрыт. На семейном совете у дяди было решено, что по окончании школы Савелий будет поступать в Лесотехнический институт, что он и сделал.

Дебют в кино и на сцене
В кино Савелий Крамаров попал совершенно случайно. Однажды, возвращаясь из института, он увидел, что часть улицы оцеплена заграждением. Выяснилось, что снимают кино. Протиснувшись в толпу, он стал наблюдать за происходящим. Объявив пятиминутный перерыв, режиссёр нервно обходит оцепление и вдруг останавливается напротив Крамарова: « Молодой человек, идите ко мне… Вы можете сыграть удивление, испуг?» - «не знаю, - признался Савелий. – Но вообще-то испугаться могу. Когда страшно» Режиссёр улыбнулся: « сейчас будет страшно». Когда кинокамера повернулась в его сторону, рот раскрылся у него до невероятных размеров. « Не всякому артисту удаётся сыграть в эпизоде, - сказал Савелию после съёмки режиссер. – У вас отличная фактура! Знайте об этом». За работу Крамарову заплатили трояк.

Когда, спустя почти год, Савелий увидел себя на экране, то очень удивился. Десять секунд смотрели на него выпученные от страха глаза, а рот растягивался почти до ушей. Он поражался, как смог так изобразить испуг без всяких репетиций. Зрители, набившись в зале, хохотали.

Вскоре, Савелий Крамаров понял, что хочет связать себя с актёрской профессией, и записался в актёрскую студию. На сцене он дебютировал с примитивным, но очень смешным номером – «Передвижение рояля». Актёр неуклюже брался то за одну, то за другую ножку, в муках искажал лицо, в изнеможении падал, отдыхал, взобравшись на рояль. Затем была шутка, поставленная Марком Розовским, сменилась пародийным номером: Крамаров сделал шарж на знаменитейшего конферансье Афанасия Белова. После этого Савелий бросил Лесотехнический институт и поступил во ВГИК.

«Прощайте, голуби». «Друг мой, Колька!»
В 1960 году Яков Сегель приступил к съёмкам фильма по собственному сценарию под названием «Прощайте, голуби» была в этом сценарии роль некого бездельника и хулигана Васьки Коноплянистого, у которого вечно не заводился его мотоцикл «Индиана». Именно эту роль он и предложил Крамарову. «Трудно было работать над этой ролью. Ведь как ни парадоксально, я с самого детства не был знаком ни с одним хулиганом. Если когда-нибудь подозрительный тип появлялся на одной стороне улицы, я всегда переходил на другую. Но, попадая на съёмочные площадки, я становился рабом своей фактуры. И мой актёрский альбом становился похожим на пособие для начинающего дружинника».

Между тем в 1961 году Алексей Салтыков в качестве своей дипломной работы вместе с Александром Миттой решил экранизировать популярную тогда пьесу А. Хмелика «Друг мой, Колька!» На роль хулигана Васьки он пригласил Крамарова. Эту роль он позднее назовёт одной из лучших в своей кинематографической карьере.

Таким образом, двумя этими, в общем-то, второстепенными ролями Крамаров мгновенно сделал себе имя, публика с ходу запомнила его лицо, и дико хохотала при любом его появлении на экране. Поэтому многие советские режиссёры стали приглашать его в свои картины даже на маленькие роли, прекрасно зная, что любое присутствие этого актёра в картине сулит большой успех.

60 – 70. Годы триумфа
После удачного дебюта Савелия Крамарова стали приглашать известные и маститые режиссёры. «Приключения Кроша», «Без страха и упрёка», «Сказка о потерянном времени», «Город мастеров», «Тридцать три», «Чёрт с портфелем», «Формула Радуги». Его роли, даже не очень смешные в сценарии, в зале всегда вызывали смех. Наступило время, когда артист был у режиссёров нарасхват. Крамаров иной раз даже позволял себе отказываться от ролей. Об одной из них – Петрухи в «Белом солнце пустыни» он потом долго жалел, не мог себе простить, что не разглядел талантливого режиссера и перспективного сценария.

Нередко роли писались специально под Крамарова. Так создатели «Трембиты» очень хотели, чтобы актёр снялся у них, но в сценарии роли для него не было. Режиссер Олег Николаевский обратился к товарищу Савелия – писателю Варлену Стронгену с просьбой придумать что-нибудь. Так родился образ сапёра Петра, на протяжении всего действия искавшего повсюду мины. После этого Савелий понял, что может играть не только эпизоды.

Ошеломляющий успех Крамарову принесла картина «Неуловимые мстители», где ему довелось появиться в кадре всего-то несколько раз, произнеся фразу «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят! И – тишина!». Почему именно эти слова стали такими популярными, никто не знал. Но трусливый крамаровский белогвардеец полюбился зрителям наравне с самими «неуловимыми». Теперь Савелий Викторович стал кассовым аншлаговым гастролёром. Но он не носился по стране, как другие артисты. Выезжал редко, лишь в свободное от съёмок время. У него одна цель – вырваться из коммуналки в отдельную однокомнатную квартиру с телефоном, без которого связь с киношниками немыслима.

В 1967 году он получил предложение главного режиссёра только что созданного Театра миниатюр Владимира Полякова поработать в его труппе. Увлеченный идеей расширить свой творческий диапазон Савелий согласился с этим предложением. В качестве своей первой работы в театре он сам выбрал для себя материал – рассказ Василия Шукшина «Ваня, ты как здесь?», который вошёл отдельным номером в спектакль «Скрытой камерой». Благодаря Крамарову спектакль имел оглушительный успех. Его приглашали всё чаще и чаще.

К началу 70-х годов Савелий Крамаров уже прочно занимал место в десятке лучших советских комиков, а в 1974 году став заслуженным артистом, он всю ночь проплакал, вспоминая родителей, поруганное детство и все обиды, нанесённые ему окружающими.

В 1971 году Савелий Крамаров снялся в своей лучшей роли - уголовника Косого в фильме «Джентльмены удачи». На съемках Крамаров познакомился с Георгием Вициным и Евгением Леоновым, которые взяли его под свою опеку. Они предложили для Савелия небольшую сценку, где он встречается с другом детства – бывшим детдомовцем. С Вициным же Крамаров подружился, и великий комик щедро делился с ним своим опытом, мастерством.

Период с 1971 -1975 года можно смело назвать золотым периодом в его кинематографической карьере, так как именно тогда им были сыграны лучшие роли. Среди них: Феофан в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», «инопланетянин» в «Этой весёлой планете», Петя Тимохин в «Большой перемене». На него наконец-то обратил внимания знаменитый комедиограф Леонид Гайдай.

В 1972 году он решает всерьёз взяться за своё профессиональное мастерство и поступает в ГИТИС, на актёрский факультет. Однако учёба радости ему не принесла. Как он сам потом говорил: «Ничего мне это не дало, потому что, как я считаю, эту профессию получают от Господа Бога. Если ты одарён, если ты рождён актёром, этому нельзя научить. Можно научиться культуре, литературе, искусству. Профессии научит невозможно. Я учился так: ходил в кино, смотрел своих любимых актёров. Но несмотря ни на что, я благодарен тем мастерам, которые меня н6аучили в институте. Так что у меня теперь два диплома…»

Закончив ГИТИС, Крамаров так и не устроился ни в один из столичных театров.

«Зимою – лета, осенью – весны…»
Завистники утверждали, что комический успех Савелия Крамарова заключён в асимметричном расположении его зрачков. Но ведь это всё равно, что объяснить успех Чарли Чаплина его нелепой походкой, комизм Юрия Никулина – простоватым видом и выражающим вечное удивление лицом.

И в один далеко не прекрасный день высокое начальство спустило негласное указание прекратить снимать Крамарова, поскольку он играет недоумков и кретинов, что не соответствует составу нашего общества. Более того, вызывая своей игрой смех, он оглупляет этим самым передовое в мире общество.

У Савелия, лишенного, по существу, любимой работы, были дни и месяцы отчаяния, и он сам, самостоятельно пришёл к выбору опоры, которой стала для него вера в Бога. Марк Розовский рассказывал, как однажды в его присутствие Крамарову предложили за три концерта тысячу рублей – сумму по тем временам немалую. Узнав, что в эти три дня входит шаббат – суббота, когда верующие евреи не имеют право работать, Савелий от гастролей отказался. Наотрез.

Но он не представлял, что в стране, где официально разрешено вероисповедание, верующий может подвергаться гонениям.

- Вы сорвали представление «Товарищ кино», - гневался на него киноначальник, а просите путёвку в ФРГ?!

- Туристическую всего-навсего. К тому же представление состоялось и без меня. Я не понимая, в чём моя вина?

- В том, что советский артист, которому мы дали имя, сделали известным, мотается по синагогам! Строите из себя верующего!

- Да, я бываю на богослужениях в центральной синагоге, но кому я мешаю этим?

- Вы ещё молодой человек, чего вам не хватает?

- «Зимою – лета, осенью – весны»…

Его долго не отпускали. Потерять Крамарова означало изъять из проката десятки фильмов с его участием.

«Как артист артисту»
В начале 80-х годов Крамаров вместе с Александром Левенбуком написал письмо президенту США Рональду Рейгану – в прошлом тоже актёру.

«Уважаемый господин президент Рональд Рейган! Обращается к вам популярный в Советском Союзе киноартист Савелий Крамаров. Я, не переоценивая свою известность. Стоит вам, гуляя с супругой по Москве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам её подставят, и она окажется агентом КГБ, знает ли она Савелия Крамарова, то она обязательно откроет рот и скажет: «А как же! Смешной артист! Много раз смотрела фильмы с его участием. Кого он только не играл? Президентов, секретарей ЦК партии не играл. Ему такие роли не доверяли, учитывая его хулиганское и порою даже воровское кинопрошлое».

Уважаемый господин президент! Старушка, кем бы она ни была, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. Помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности. Моя нынешняя великая страна, видимо, помочь мне в этом вопросе не может…»

Говорят, это письмо трижды читали по «Голосу Америки». Может, о его существовании узнал и Рейган. Отъезд Крамарова из СССР произошёл 31 октября1981 года.

Работа в США
В 1982 году Савелий Крамаров переехал в США. В то время режиссёр Пол Мазурски приступал к съёмкам антисоветской комедии «Москва на Гудзоне» и взял к себе Крамарова вместе с актёром Ильей Баскиным, с которым Савелий снимался в России в «Большой перемене». В фильме Крамарову досталась роль кагэбэшника Бориса. Три большие сцены с участием актёра, стали, пожалуй, самыми смешными эпизодами в комедии.

Вскоре Савелий снялся в фильме «2010», где играл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа А он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.

В комедии «Возвращение Моргана Стюарта» Савелий Крамаров сыграл дворецкого Ивана, находчивого малого в доме американских богачей. Выходец из России, он замечательно освоился на новом месте, да ещё и учит нерадивого хозяйского сына некоторым премудростям вольной жизни, показывая многие проказы подростка.

Своеобразным этапом в становлении актёра в Голливуде стал боевик «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Крамаров появился там всего на минуту. Но за эту минуту ему предстояло произнести многозначительный монолог от имени некого Григория Мусорского – работника советского посольства, человека раздраженного и амбициозного, не терпевшего пререканий.

Тем временем на родине актёра спешно вырезали его фамилию из титров всех фильмов, где он снимался. Он не упоминался ни в киносправочниках, ни в журналах о кино - вообще нигде, вообще нигде, как будто зрители не знали о существовании такого актёра. Крамарова невозможно было забыть, так как фильмы с его участием не сходили с экранов кинотеатров и телевизоров.

В Штатах Савелий Викторович, обосновался, как хотел всю жизнь – купил дом в лесу, недалеко от океана. Каждое утро пробежки, купание, днём - прогулки по лесу.

Приезд в Москву
В Москву Савелий Крамаров приезжал дважды в 1992 и 1994 годах. В первый приезд почти сразу же отправился на «Кинотавр». Появление Крамарова в Сочи вызвало настоящий фурор.

В Москве он навестил старых друзей, а когда показался на Арбате, чуть не был смят восторженной толпой. На телевидении вышло получасовое интервью, где Савелий Викторович рассказывал о своей жизни на фоне американского флага. А потом начались съёмки. Михаил Кокшенов дал актёру главную роль в комедии «Русский бизнес», Георгий Данелия – сразу три разных эпизода в «Насте»

Личная жизнь

Не избалованный отсутствием женского внимания, Савелий Крамаров, тем не менее, всю жизнь мечтал найти «умную интеллигентную подругу» и даже просил друзей посодействовать ему. Дошло до того, что он стал прохаживаться возле модного в 70-е магазина «Лейпциг», поигрывая ключами от своего белого «Фольксвагена», в надежде познакомиться с такой девушкой. Увы, девушки не обращали на него внимания – красотки воспринимали его как дурачка…

Тем не менее Крамаров официально был женат три раза. Первой женой была девушка Людмила. Второй, гражданской, женой стала Маша. Третью жену Марину он нашёл уже в Штатах. Марина родила ему дочь Басю которую Савелий Викторович обожал. После развода с Мариной он сохранил с ней хорошие отношения только ради дочери. Последней женой Крамарова стала Наталья Сирадзэ. Они прожили вместе меньше года, она его и похоронила.

Последний год жизни
В Январе 1995 года у Савелия Крамарова обнаружили рак прямой кишки. В начале февраля его прооперировали и назначили усиленный курс химиотерапии. В тот же период у него начался острый тромбоз в ногах. Позже тромбы разошлись по всему организму, включая мозг. Весь май, после двух инсультов актёр лежал в госпитале слепой, немой, парализованный. Олег Видов сообщил в Москву, что Савелий Крамаров может только слышать, и просил прислать ему телеграммы, а потом, в очередь с Наталией часами читал тысячи посланий любимому артисту с родину.

Похоронили Савелия Крамарова неподалёку от Сан-Франциско на еврейском мемориальном кладбище в Колма – городе мёртвых. Через год был открыт памятник, сооружённый по макету друга – всемирно известного скульптора Михаила Шемякина. Памятник представляет собой гримерный столик, на котором разбросаны маски несыгранных, трагических ролей и лежит раскрытая книга, куда занесены названия любимых актёром фильмов: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Большая перемена»…Слева занавес, справа – совсем непривычный для Крамарова портрет, на котором фотограф запечатлел на редкость доброе, обаятельное и улыбчивое лицо актёра.

0

3

Я БОЛЬШЕ НЕ БУДУ

     Однажды Савелий Крамаров подошел к администратору и заплетающимся от волнения языком назвал фамилию, увиденную в одном из пропусков. С того вечера он смело подходил к заветным окошечкам... пока его не выследили в театре Маяковского. Мама покорно выслушала выговор администратора, поблагодарила за то, что тот не передал сына милиции, а уходя, сказала куда-то в темноту:

      -     Мой сын станет артистом!

-        Ты чего, мама! - вздрогнул Сава. - Я больше не буду. Честное слово!

РУССКИЙ

     Когда Савелий Крамаров получал паспорт, паспортистка сказала ему:

     -     Чего-то ты не похож на еврея! Отец и мать - евреи, а ты типично русский парень, будто из Рязани. Как тебя записать?

-        Пишите, как считаете нужным, - вымолвил Савелий.

    Так он стал «русским».

ЕВРЕЙ

     Однажды в составе какой-то делегации Крамаров поехал в Египет. Бродя по заброшенным улочкам, он случайно забрел в лавку старьевщика, где увидел необыкновенный медальон с ликом какого-то святого. Сделав покупку, Савелий по возвращении в Москву показал медальон знакомому антиквару и специалистам в музее – все единодушно признали в “святом” пророка Моисея. Это событие сыграло решающую, даже переломную роль в судьбе Савелия Крамарова: он решил, что Бог не зря послал его в Египет, не зря вывел на заброшенную улочку с антикварной лавчонкой. Бог решил напомнить Саве, что он – еврей. И Крамаров, страстно поверив в это, вскоре стал верующим.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

     После присвоения Крамарову звания Заслуженного артиста СССР, на вопрос «Ваши творческие планы?», он отвечал «Буду копить на Народного».

     

СДЕЛКА

     Однажды Савелия пригласил к себе генеральный директор киностудии “Мосфильм” и предложил откровенную сделку – в течение недели он “устроит” Крамарову звание народного артиста РСФСР, а Савелий “в знак благодарности” заберет свое заявление из ОВИРа. Крамаров отказался и только потом узнал, что звание ему уже было присвоено – за несколько дней до подачи заявления о выезде. Указ был подписан, но Крамарову об этом ничего не сообщили, а после “подачи” указ спешно аннулировали.

НЕ МОГУ СМОТРЕТЬ НА КРАМАРОВА

     Так заразительно смешно и обаятельно, как улыбался Крамаров, редко кому удавалось в кино, даже в Голливуде. Вспоминает Олег Видов: «Работа в фильме “Джентльмены удачи” была мучительно тяжелой для меня. Когда я играл таксиста, Савелий Крамаров сидел справа от меня и говорил свой текст. А я не мог сдержать смеха. Режиссер командовал: “Повернись и говори с человеком!” А я не мог! У меня слезы текли от смеха, и все смеялись.

- Не могу я на Крамарова смотреть! Давайте я буду смотреть вперед и разговаривать! - взмолился я.

Так эта сцена и была заснята. И получилась ужасно смешной. Помните: “Вот пальма, а вот - мужик в пиджаке…”

БЕРЕГИТЕ АРТИСТОВ!

     Однажды Савелий Крамаров сказал ретивому администратору: "Берегите артистов - они ваша среда, ваш воздух, которым вы дышите!"

0

4

http://keep4u.ru/imgs/b/080628/50/505f50d683439e078b.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/53/536a7a71a31b22f514.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/4b/4b599b4cf21884b122.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/0c/0cab94d73196c78fd9.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/77/77e6319ea61f388e7a.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/20/20254f3981dc2b6664.jpg

0

5

ПРОЩАЙТЕ, ГОЛУБИ!

Я ж тебе щас пасть порву!

ДРУГ МОЙ, КОЛЬКА!..

Работа, она это... дураков любит!

НА СЕМИ ВЕТРАХ

Пристукнуть тебя по законам военного времени - и точка!

ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Товарищ новый водитель, как говорится, бескрылый работник троллейбусного парка. - А ты хочешь, чтоб я за 120 рублей в месяц еще крылышки себе отрастил?!

НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ

Глянул в стороны: гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мертвые с косами стоять. И тишина!..
Нечистая, нечистая, братцы! Нечистая! Нечистая!.. Нечистая тута!.. Нечистая! Спасайся, кто может!

ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ

Ну, шпана ненаглядная! Пошли.
Я сегодня 20 таких профессоров обыскал. И кроме вши в кармане и блохи на аркане, ничего нет.

ТРЕМБИТА

Петр. Рехнулся на минах. Другой бы на его месте давно б подорвался бы, а этого ни одна мина не берет. Везет же дуракам.
Сапер ошибается только раз.

ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ

Держите гроссмейстера!
Любителя бьют!
У меня все ходы записаны!

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ

А Гаврила Петрович по фене ругается.
А где арматурный? - Там. - Где там? - Там. - Да какой же это арматурный, это слесарный. - Ты не свисти. - Арматурный там. - Ну чего ты свистишь? Я сам видел, как отсюда арматуру брали. Во!
А над чем вы сейчас работаете? - Да так, ищем.
А он еще губной помадой на зеркале голую женщину нарисовал.
А шкреды-то себе милицейские купил.
Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и - в Ялту.
Вон мужик в пиджаке! А вон оно... дерево!
Воркута. - Почему Воркута? - А я там сидел.
Вот у меня один знакомый, тоже ученый, у него три класса образование, а он десятку за полчаса так нарисует, не отличишь от настоящей.
Все. Кина не будет. Электричество кончилось.
Вы чего-нибудь спрячете тут, я вернусь - найду. Хорошо, Федя?! - Ты б лучше шлем нашел.
Где хошь, говорит, найду и горло перережу.
Год у него был. Три за побег. Пять за детсад. Иди, иди, Вась.
Девчонки, а вы случайно не ошиблись? - Заходи, дядя. Ну, чего уставился?
Девушка, а девушка, а который час? - Шесть пятнадцать. - Девушка, а девушка, а как вас зовут? - Таня. - А меня Федя. - Ну и дура.
Дерево там тако-о-ое. - Елка, что ли? - Сам ты елка! Тебе ж говорят, во!
Доцент, у меня насморк.
Могу снег чистить, кирпичи класть... или переводчиком. Английский я знаю.
Интересно, какая зараза хмыренку этому на Хмыря накапала?
Карту купи, лапоть!
Кто же его посадит?!.. Он же памятник!
Летчик-налетчик.
Лошадью ходи, век воли не видать!.. Ходи лошадью. Лошадью ходи, дурак!
Точно. Слабохарактерный. Стырил общие деньги и на таксиста свалил.
Может, сейчас с Хмырем на вокзальчик сбегаем?
Нашел фраера с тобой играть! У тебя же в колоде девять тузов.
Обрили уже!
Сам потерял и сразу - Косой!
Сейчас только вешался, а сейчас простудится боится!
Скучно без водки.
Так он же на этом скачке расколется, редиска, при первом же шухере!
Тебя, наверно, сегодня как с лестницы башкой скинули, так у тебя и вторая половина отказала.
Ты, конечно, вор авторитетный, но зачем ты при Мишке?..
У тебя какой срок был? - Один год. - А теперь еще три припаяют.
Хмырь повесился.
Хоть бы записку оставил, когда вешался!
Чуть что, так сразу Косой!
Это таксист спер, точно таксист, мне его рожа сразу не понравилась.
Этот нехороший человек предаст нас при первой опасности.
Я ему давечи говорю: у меня насморк, так он...
Я не прокурор, чтоб с тобой по душам разговаривать.
Я тебе говорил, у меня насморк, а ты - пасть, пасть! Нырять заставлял в такую холодину.
Явился, нехороший человек.

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

А что ты мне глазки строишь? - А чего тебе кооператив строить?
Впрок! Думаешь я пить хочу? Не-а! Тоже впрок!
Жаль только, жизнь одна! Было б у меня их три - три зарплаты получал бы!
Значит она ваша невеста. - Да. Но она об этом еще не знает!
Первая красавица в классе, после моей.
Атракцион невиданной щедрости!
Это я на тебя анонимку написал!

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ

А что, Феденька, войны сейчас никакой нету? - Да как же это нет, кормилец, шведы прямо заедают, Крымский хан на Изюмском хляхе безобразничает.
Аль хворь приключилась?..
Повесили тебя на собственных воротах третьего дня по приказу царя.
Демоны тебя схватили, по всем палатам мы за ними гонялись. Хвать! Ан демонов-то и нету.
Не вели казнить, великий государь-надежда!
Не гневайся боярин, не признаю я тебя.
Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком, икра черная, красная... да, заморская икра, баклажанная.
Служилый люд царя спасенного видеть желает. Радуется.
Так понять его, надежа-царь, не мудрено. Они Кемскую волость требуют.
У вас в ювелирном магазине драгоценности принимают? - Сделаем.
Был у нас толмач-немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили.

+1

6

Савелий Крамаров 

Видного московского адвоката Виктора Савельевича Крамарова подвел профессионализм. В 1937 году он по долгу службы защищал подсудимых на инсценированных НКВД процессах. Видимо, защищал слишком добросовестно — в 1938 году его адвокатская деятельность была расценена как антисоветская агитация. Под пытками он подписал признание. Срок — восемь лет. Лесоповал в Усвитлаге. Его сыну Савелию исполнилось тогда четыре года.

Савелий жил с мамой Басей Соломоновной в коммуналке. Жили трудно, едва сводили концы с концами. Чтобы не потерять работу, с мужем-политзаключенным Басе Соломоновне пришлось развестись — в те времена с осужденными жен разводили без слушания дела, сразу после объявления о разводе в «Вечерней Москве».

Виктор Савельевич отбыл срок полностью и в конце 40-х ненадолго вернулся в Москву — в последний раз. Баси Соломоновны тогда уже не было в живых. Сын его едва помнил, этот странный угрюмый человек с ввалившимися щеками показался ему чужим. Заговорили о матери. Он все понимал. «Когда я получил справку из Мосгорсуда о разводе, не поверил. Бася была самой верной женщиной на свете. Я молился за нее». Так Савелий узнал, что отец верит в Б-га. Повзрослев, он и сам станет религиозным человеком и не откажется от веры ни тогда, когда заметит «хвост», выходя из синагоги, ни тогда, когда из-за «неправильной» религии его не пустят за границу.

После той встречи Савелий Крамаров с отцом больше не виделся. Виктору Савельевичу нельзя было оставаться в Москве, он вернулся в Бийск, а в 50-м был осужден снова — по тому же делу.

Мама умерла, отец сидел. Савелий остался на попечении маминых братьев. Они решили, что племянник будет обедать у них поочередно, даже составили график. Немного денег присылал брат отца из Львова. Савелий ходил в обносках, мотался от одного дяди к другому, учился неважно.

Пришло время поступать в институт. Савелий мечтал о юридическом, но там наверняка тщательно изучали анкеты абитуриентов, и сыну врага народа рассчитывать было не на что. Решили подавать документы в лесотехнический. Его приняли.

Актерская жизнь началась для Савелия с самодеятельной студии «Первые шаги» при ЦДРИ. Лесотехнический он вскоре бросил, поступил в ГИТИС. Первой серьезной работой Крамарова стал рассказ Василия Шукшина «Ванька, ты как здесь». Савелий сам инсценировал его, выступал с ним в московском Театре миниатюр. Вскоре Крамарова пригласили сниматься в кино. Его заметили после первого фильма, признали после второго — «Друг мой, Колька!», — и завертелась бурная жизнь.

Его снимали много. Он стал звездой. Только странная была эта звездность. Смешная дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов смеяться. Подарок для режиссера! Можно не утруждать себя. И режиссеры не утруждались — снимали знаменитого комика как под копирку. Из тридцати с лишним своих фильмов сам Крамаров любил лишь несколько. В конце жизни он просил указать их в бронзовой книге на своем надгробии: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Не может быть», «Большая перемена»...

Как-то за три концерта ему предложили тысячу рублей (сумму немалую по тем временам!), он отказался: один из дней был Шаббат — суббота, когда верующие евреи не имеют права работать.

Со временем снимать его стали меньше. Требовали покончить с религией, перестать бывать в синагоге. Не пустили в Мюнхен на Олимпийские игры. «У меня за три последних года было всего 12 съемочных дней. Наверное, здесь моя творческая жизнь кончилась...» Он думал об отъезде. Его пробовали отговаривать:

— Где еще ты будешь так популярен, как здесь?

— В Талмуде есть слова о евреях-странниках. Наверное, таким странником буду я...

Савелий подал документы на эмиграцию, на воссоединение с дядей из Львова, жившим в Израиле. Ему отказали, так как дядя не считался близким родственником. Но дело было совсем в другом. После отъезда Крамарова Госкино пришлось бы снять с проката 34 фильма с его участием — огромные деньги! Пошли слухи, что его не снимают, потому что он оглупляет образ советского человека, и вообще он бросил искусство и перебирается к богатому дядюшке в Израиль. Савелий смеялся: «Богатый дядюшка... Пенсионер... Если удастся заехать к нему, постараюсь помочь хоть чем-то». Речь шла о том самом дядюшке, который когда-то посылал деньги в Москву осиротевшему племяннику.

Путь в кино теперь был для Крамарова закрыт. Осталась одна отдушина — Театр отказников, программа «Кто последний? Я-за вами...». Театр особый. На подступах к нему люди в штатском проверяли паспорта у зрителей, идущих на спектакль. Савелий не оставлял попыток добиться разрешения на отъезд, написал письмо Рейгану «как артист артисту». В конце концов его отпустили...

Рабби Моше-Хаим Левин 
Савелий приехал в Нью-Йорк, но поначалу дела его шли плохо. Он познакомился с хасидом рабби Моше-Хаимом Левином, который посоветовал ему послать факс Любавичскому Ребе Королю Мошиаху с просьбой о благословении. Савелий так и поступил, но не получил ответа. После этого прошло довольно много времени, а дела его не улучшились. Как-то р. Левин навестил его, и Савелий начал опять жаловаться на отсутствие работы, р. Моше-Хаим предложил послать факс еще раз. Савелий возразил, что он уже посылал, но Ребе не отвечает. Р. Моше-Хаим задумался и предложил ему взять на себя выполнение какой-нибудь дополнительной заповеди. Савелий решил, что будет накладывать тфилин. Они снова послали факс и... через двадцать минут пришел ответ от Ребе. Ребе благословил его на нахождение работы и посоветовал переехать в С.-Франциско...

Спустя несколько лет, когда кинопираты привезли в Россию кассеты с фильмом «Москва на Гудзоне», там был прежний веселый боевой Савелий в роли, о которой в России он не мог и мечтать. Он играл сотрудника госбезопасности, «опекавшего» группу советских музыкантов.

Прошло время и Савелий смог приехать в Россию. Он уже не выглядел рубахой-парнем, посолиднел, но глаза по-прежнему смеялись. Рассказывал, что играет эмигрантов, говорящих по-английски с акцентом. Оказалось, что здесь, в Москве, его не забыли. Савелий подходит к Новому Арбату — и уличная торговля заканчивается. К нему бегут люди из киосков, дарят сувениры, просят автографы. В Сочи, куда его пригласили на «Кинотавр», при его появлении на «Аллее звезд» публика ревела от восторга. Ему даже выделили телохранителей.

B Штатах в профессиональной сфере все у него до поры складывалось благополучно. После «Москвы на Гудзоне» он появился в эпизоде в знаменитой «Красной жаре» — всего полторы минуты, но зрители запомнили эту сцену. Потом была роль русского моряка-телеграфиста, доброго и уморительно смешного, в фильме Уоррена Витти «Любовная афера». Он сыграл эмигранта из России в боевике «Танго и Кэш»... Крамаров уже был готов играть серьезные роли и вскоре получил такую возможность: его утвердили на роль без кинопробы, чего удостаивались лишь самые известные актеры Голливуда. Но сыграть ему было не суждено. У Савелия обнаружили рак.

Савелий Викторович Крамаров скончался 6 июня 1995 года. Он похоронен на еврейском мемориальном кладбище. Его помнят. И не только в России. Рабби Йосеф Лангер, раввин синагоги в С.-Франциско, прихожанином которой был Савелий, говорит о нем: «Он был искренне верующим человеком, смиренным и добрым».

0

7

Нелегкая судьба веселого человека

Путь к фильму "Джентльмен удачи Савелий Крамаров" для Михаила Файнштейна был долгим. Михаил работал журналистом в Курске, Москве, встречался со многими знаменитостями, но главной его мечтой всегда было интервью с Крамаровым. В 1981 году, когда оставалось только позвонить и договориться о встрече, Файнштейн узнал, что Крамаров навсегда уехал в Америку. Через какое-то время и сам Михаил эмигрировал в Штаты.

- Там я успокоился: теперь-то он от меня не уйдет, мой самый любимый и самый смешной артист! - рассказал нам Михаил. - Настал день, когда я понял, что у меня хватает денег долететь из родного Кливленда до Лос-Анджелеса, где жил Крамаров . В Кливленд как раз приехал Михаил Козаков , и я спросил у него: как там Савелий Викторович? А Козаков ответил: Савелий умирает. Это было в 1995 году. Я понял, что навсегда опоздал.

Как Савелий выкрал прах матери

Крамаров был очень закрытым человеком. Даже его последняя жена Наталья Сирадзе не знала, например, что в свой последний визит в Москву Савелий выкрал из колумбария на Донском кладбище прах своей матери и вывез его в Америку. Но, видно, не зря говорят, что мертвых нельзя беспокоить. Ровно через два года после той кражи Крамаров внезапно заболел и умер.

Савелий ужасно боялся смерти, причем больше всего он боялся заболеть именно раком. Он уделял своему здоровью просто маниакальное внимание. Были бесконечные голодовки и очищение организма. Только здоровая еда, постоянные пробежки и плавание. Он вообще не пил! До сих пор находятся очевидцы, которые охотно рассказывают, как они веселились в компании с пьяным в доску Крамаровым. Это чушь! Он мог чуть-чуть пригубить ликера, отпить немного вина - и только!

Переписка с Рональдом Рейганом

Крамарова долго не выпускали. Хотя с 1979 по 1981 год у популярного актера было лишь три съемочных дня. Тогда он решил обратиться прямо к президенту США Рональду Рейгану. Михаил Файнштейн нашел человека, который помогал Крамарову составлять текст того письма. Была такая передача "Радионяня", вели ее два друга - Лившиц и Левенбук. Вот, Александр Левенбук-то и помог Савелию составить письмо. В письме Крамаров обращался к Рейгану как актер к актеру. После этой проделки его мигом выпустили.

Крамаров был ортодоксальным евреем. Поэтому не мог работать по пятницам и субботам. Ни за какие коврижки! Едва он переехал в Голливуд, как подвалила нежданная удача. Крупная компания предложила сняться в рекламе джинсов. Для актера-иностранца с плохим английским - шанс засветиться. Крамаров очень обрадовался. Но, прочитав в контракте, что съемки назначены на выходные, тут же отказался.

Однажды в Америку с гастролями приехали юмористы Александр Левенбук и Аркадий Хайт. Савелий несказанно обрадовался: "Вечером обязательно приезжайте ко мне". После концерта друзья звонят ему - телефон молчит. А где живет, не знают. Тут Левенбук вспоминает: пятница, вечер - шабат! Ничего нельзя делать, даже говорить по телефону. Через каких-то десятых знакомых они находят адрес Крамарова, ловят такси, поздно ночью приезжают к нему домой. Дверь приоткрыта. Заходят - в темном коридоре лежит Крамаров, молится. Для них же постелено в соседней комнате. Утром происходит бурная встреча, и друзья-юмористы спрашивают:

- Сава, ты ночью в туалет вставал?

- Да.

- А трубку не брал, когда мы тебе звонили?

- Нет, я не мог.

- Объясни, пожалуйста, почему одну трубку в руки можно брать, а другую нельзя?

- Это интересно, надо спросить у раввина.

Любимые женщины актера

Что удивительно при его внешности, вокруг актера всегда косяками ходили красавицы. Официально он был женат трижды. Первой женой была однокурсница Люда из ГИТИСа. Брак оказался скороспелый, студенческий.

Второй женой стала Маша. С ней Крамаров расписан не был, но любил ее, пожалуй, так, как никого больше. Хотя влюблялся он часто, но все увлечения длились не больше пары лет. С Машей же прожил целых тринадцать лет. Много раз изменял ей, не появлялся дома месяцами. Но она всегда прощала его. Любила и ждала. Пожалуй, Маша была единственной, кто его понимал.

Третья жена Марина появилась уже в Америке. Она родила ему дочь, которую Савелий назвал Басей в честь своей мамы. После развода с Мариной отношения у Крамарова складывались напряженно.

Последней женой стала Наташа Сирадзе - с ней Крамаров прожил всего полгода. Она его и похоронила.

Смертельно больной, он постоянно вспоминал Машу, говорил, что она святая женщина и что он безгранично перед ней виноват. Когда Сирадзе спросила его: "Как же ты мог ее бросить, если так обожал?" - он ответил: "Мудак был".

Косоглазие - хлеб комика

Этот человек сплошь состоял из комплексов и был буквально помешан на них. Но в Америке Савелий Крамаров перестал себя стесняться. Там он добился всего, к чему стремился: дочь, шикарный дом в лесу, недалеко от океана. Он даже исправил внешность! Раньше, когда ему предлагали сделать операцию, чуть-чуть подтянуть один глаз, он отвечал: "Да вы что, мое косоглазие - это мой хлеб!"

В 57 лет, когда вроде бы уже поздно думать о внешней красоте, он взял и исправил косоглазие. И вот что странно: когда все, о чем Сава мечтал, сбылось, он почти тут же умер, будто выполнив какую-то миссию.

- Если бы я начинал жизнь сначала, у меня была бы одна жена и много-много детей, - это его последние слова.

0

8

http://keep4u.ru/imgs/b/080628/04/0425a39cef81528520.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/91/91a33bde8453f1d301.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/6c/6c274effbde253fa7a.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/7e/7ef365f7e9b0013ddc.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/41/4176be64f6e33c4440.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/55/55cf6bbab173612c74.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/c0/c06f7dc9e5167f2ded.jpghttp://keep4u.ru/imgs/b/080628/94/94431d0ab639aa327b.jpg

0