Я не продаю фотографии своих детей
Французские звезды зачастили в Россию, ведь наш кинопрокат выходит на первые позиции в Европе. За год у нас побывали Кристиан Клавье, Люк Бессон, Венсан Кассель, теперь и Кароль Буке. С кинозвездой, которой, несмотря на давнее присутствие на экранах, еще нет пятидесяти, прославившейся (помимо прочего) как последняя актриса великого режиссера Луиса Бунюэля, лицо Chanel и — дань светскому — жена Жерара Депардье, побеседовал обозреватель "Известий" Юрий Гладильщиков.
- вопрос: Не боялись ехать в Сибирь, где, как известно, температура минус сто, а по улицам бродят медведи, которые перебрались туда, когда их год назад наконец-то изгнали с Тверской?
- ответ: Да что вы! Для европейского человека побывать в Сибири — это мечта. Меня в Новосибирске постоянно благодарили за то, что приехала, — а я искренне отвечала: это я должна благодарить вас за то, что позвали! К тому же именно в Новосибирске меня встретил, на мой взгляд, самый красивый кинотеатр в мире — это меня очень удивило. Настоящий дворец с колоннами — здание кинотеатра было построено еще в 1920-е, а его реконструкцией занимались люди, которые посещали его в своем детстве (киноцентр "Победа". Это не реклама. — "Известия"). Кстати, с ним оказалась связана фантастическая история, в которую вы даже не поверите. У меня своя винодельня в Италии на острове Пантеллерия — это даже не Сицилия, это еще южнее, совсем крохотный островок, редко кем посещаемые места. Понятно, что у меня есть и своя маленькая яхта. И вдруг директор новосибирского кинотеатра говорит мне: "А вы знаете, что архитектор, по плану которого реконструировали наш кинотеатр, как-то побывал на вашей яхте?". Я отвечаю: "Этого не может быть". Оказывается, может. Она рассказывает, как было дело, и тут я вспоминаю, что однажды спасла в море человека, лодка которого тонула, и этот человек был русскоговорящим. Теперь выяснилось, что это тот самый архитектор, который и создал кинотеатр в Новосибирске!
- в: С ума сойти!
- о: Это к вопросу о том, в большом или маленьком мире мы живем.
- в: День Кароль Буке в Москве. Три фильма. Они отобраны случайно или же вы участвовали в составлении программы? Если не участвовали, то какие три своих фильма вы считаете главными?
- о: Мой выбор был ограничен теми картинами, копии которых легко найти в России. Конечно, я все равно отобрала бы "Слишком красивую для тебя". Но, будь такая возможность, включила бы в тройку фильм Луиса Бунюэля "Этот смутный объект желания" (дебютный фильм Кароль Буке, в котором она снялась в 1977 году в 19-летнем возрасте. "Оскар" за лучшую иностранную картину. — "Известия"). Фильм великого режиссера, который изменил мою жизнь.
- в: В фильме-сказке "Аврора" дело происходит в королевстве, где запрещены танцы. Вы играете королеву, чья дочь-принцесса тайно танцует. Ваша же героиня явно недотанцевала. Что вы в своем творчестве недотанцевали?
- о: Очень многие танцы. Боюсь, что уйду с этой земли, так их и недотанцевав.
- в: Чересчур пессимистическое заявление!
- о: Я не хочу сказать, что не сделала в жизни ничего хорошего. Вообще в моей жизни много прекрасного. Но я боюсь сглазить. Поэтому часто утаиваю от самой себя свои мечты и стараюсь убеждать себя, что то хорошее, что со мной происходит, происходит случайно.
- в: В вашей биографии много фильмов даже не о семейных кризисах, а — шире — о кризисе семьи. Упомяну лишь фильмы, которые шли в России. Та же "Слишком красивая для тебя", недавний "черный" фильм "Семейка Роуз", триллер в хичкоковском духе "Красный свет", вышедший в этом году изумительный "Ад", снятый по идее Кшиштофа Кесьлёвского. Эта тема для вас важна? Вы считаете, что семейные взаимоотношения переживают глобальный кризис?
- о: Я думаю, что это самая интересная тема в кино. Особенно для актрисы. Я не люблю приключенческое кино (заметим, что это говорит Кароль Буке, сыгравшая в свое время "девушку Бонда" — в боевике "Только для твоих глаз". — "Известия"). Мне кажется, для актрисы выигрышны лишь фильмы о семейных и — шире — человеческих взаимоотношениях. Чем больше я живу, тем более серьезные роли мне предлагают.
- в: Меня потрясла ваша работа в фильме "Ад" оскаровского лауреата Даниса Тановича. Ад — это ситуация, в которой оказываются дети при расставании родителей. Причем один из смыслов фильма в том, что заложниками при конфликте их всегда делают женщины. Ваша героиня в "Аде", что понимаешь только к финалу, настоящий монстр. Женщины в большей степени монстры, нежели мужчины?
- о: (Смеется.) Я надеюсь, что идея "все женщины — монстры" все-таки не главная в этом фильме, хотя, согласна с вами, он весьма двусмысленный. Если женщина виновна по отношению к своим детям — она действительно чудовище. Но я не думаю, что мою героиню надо считать монстром. Ведь она искренне считала, что обязана уберечь дочерей от своего мужа — их отца, которого обвинили в педофилии (по ходу фильма выясняется, что его оговорили. — "Известия"). Для меня "Ад" — очень важный фильм. Огромная часть моей жизни посвящена защите прав детей. Так что я прекрасно знаю эту проблему и с другой стороны. Есть много случаев, когда женщины, наоборот, утаивают тот факт, что их суженый — педофил. Потому что сначала не хотят в это поверить, а потом боятся об этом рассказать, ведь рушится семья, отворачиваются друзья, опрокидывается весь мир. Ад начинается для женщины именно в тот момент, когда она все-таки решается поведать правду — я участвовала во многих процессах и знаю об этом.
- в: Мне кажется, что "Ад" — один из самых недооцененных фильмов последних лет. Его даже не показали на главных кинофестивалях.
- о: Да, его не взяли в Канн, режиссеру пообещали, что фильм обязательно покажут на Венецианском фестивале, но и туда не взяли тоже. На мой взгляд, этот фильм из числа тех, которые не очень удобны людям. Он попадает в болевые точки. Затрагивает проблемы (те же инцест и педофилия), о которых люди предпочитают не слышать. В свое время в Канне наградили датский фильм "Торжество" (знаменитая картина Томаса Винтерберга, первый фильм, сделанный в рамках теперь уже легендарного киноманифеста "Догма". — "Известия"). Он поднимал похожие проблемы. Но "Ад"-то гораздо сильнее!
- в: На другую тему. В отличие от Голливуда, где главные звезды — мужчины, а женщине почти всегда достается лишь роль подруги главного героя, во французском кино много действительно ярких женских ролей. И женщин-звезд едва ли не больше, чем звезд-мужчин. Значит ли это, что у французского кино и Франции женская душа?
- о: Возможно. Но тут проблема еще и в том, что женщины в Америке очень боятся постареть. И это сокращает круг ролей, которые могут быть им предложены. Я недавно разговаривала с режиссером Милошем Форманом, и он пожаловался, что не может найти в Голливуде актрису на роль 50-летней женщины...
- в: Господи, Мерил Стрип — да кто угодно!..
- о: Не может! Такие актрисы, естественно, есть, но они все переделанные пластическими операциями, надутые, ненастоящие. "Мне нужна просто 50-летняя женщина. Я не в силах найти такую женщину", — сказал Милош. Этот страх постареть, свойственный и мужчинам, постепенно одолевает и Европу, но, к счастью, еще не подмял нас под себя. Диктат вечной молодости у нас менее сильный, чем в Америке. В нашем кино все более естественно — я говорю сейчас о европейском кино вообще, не только о французском.
- в: Вопрос к вам, как к звезде. Россия позже других стран проходит испытание желтой прессой. Понятно, что многие говорят о безнравственности журналистов. Но звезды и сами выкладывают СМИ свои интимные тайны. Так кто больше виноват?
- о: Желтая пресса — настоящее бедствие. Я занимаюсь актерской профессией не для того, чтобы рассказывать всем о своей личной жизни. Я, конечно, понимаю, что когда ты в свете софитов, люди начинают судачить по твоему поводу. Я тоже так делаю. Часто, идя по улице и видя освещенное окно, я начинаю фантазировать: а какая, интересно, жизнь происходит в этой освещенной комнате? Это нормальная человеческая реакция. Но я никогда не шла на компромиссы с желтой прессой и всегда строго разделяла свою жизнь на личную и профессиональную. Я для себя определила так: когда я участвую в презентации своих картин, журналисты могут задавать мне любые вопросы — я на них отвечу. Но на этом точка. Есть звезды, которые сами идут на контакт с желтой прессой, выдавая ей скандальную информацию ради саморекламы, а то и за деньги. Я никогда ни за один сантим не продала ни одной личной фотографии, ни одной фотографии своих детей. Даже в те годы, когда я была еще и женой актера и моя жизнь была более публичной, чем мне хотелось бы (Кароль Буке не упоминает, что актер — это Жерар Депардье. — "Известия"). Если во Франции пресса вмешивается в мою частную жизнь, я подаю в суд.
- в: Тем не менее один личный вопрос. Для вашего виноделия год был хорошим или не очень? Или это коммерческая тайна?
- о: (Зажигается на глазах.) Год потрясающий! Этот ваш вопрос не личный. Он замечательный! Дождей не было совсем, тогда как в прошлые годы они лили постоянно. Виноград собирают в сентябре, но часть — в августе, оставляя его прямо на земле, чтобы он превращался в изюм. Это необходимо для приготовления особого сорта сухого вина "сотерн", которое получается сладким. Дожди для этого типа вина — катастрофа. Мы сделали в этом году невероятное вино!
- в: Насколько я понимаю, сотерн — белое вино. Вы и сами предпочитаете белое?
- о: Я просто делаю то вино, которое земля на острове Пантеллерия производит в течение уже многих веков. Сначала я влюбилась в эту землю, а потом и в ее виноградники.
- в: Тогда еще один интимный вопрос: вас по-прежнему спрашивают, как поживает ваш папа Мишель Буке (этого патриарха французского актерского цеха непросвещенная пресса во всем мире из-за схожести фамилий упорно считает отцом Кароль. — "Известия")?
- о: О да! При этом мы оба продолжаем врать, рассказывая прессе подробности о своих отцовско-дочерних отношениях: как я хожу к нему в гости, что он мне дарит на Рождество. Нет, поначалу, конечно, мы пытались говорить, что он не мой отец, а я не его дочь, но люди при этом так расстраивались... Теперь же все довольны!