Дан Стулбах / Dan Stulbach
[реклама вместо картинки]
Фильмография
• «Жуселину Кубичек» («JK») - 2006, Бразилия
• «Хозяйка судьбы» («Senhora do Destino») - 2004, Бразилия
• «Женщины в любви» («Mulheres Apaixonadas») - 2003, Бразилия
• «Земля любви, земля надежды» («Esperança») - 2002, Бразилия
Dan Stulbach
Nome Dan Filip Stulbach
Atividade Ator
Aniversário 26/09/1969
Onde nasceu São Paulo, SP
Signo Libra
"Люди меня боятся"
Приглашение на роль в теленовелле "Женщины в любви" застало Дана Стулбаха (Dan Stulbach) врасплох. Только что закончив съемки в "Земле любви, земле надежды" в роли адвоката Андре, он не планировал так быстро возвращаться в теленовеллы. Но вернулся из уважения к Мануэлу Карлосу. Знаменитому сценаристу так понравилась игра Дана в пьесе "Новые направления в мирное время", что в новой теленовелле Карлос писал роль ревнивого тирана, мужа Ракел (Элена Раналди), специально "под" него. "Я никогда не считал Маркуса совершенным злодеем. Он, конечно, не герой, и на самом деле не столь однозначен. Как и все мы…"
Стараясь понять персонажа, который в определенные моменты бьет жену теннисной ракеткой и пытается сбить велосипед Фреда (Педру Фуртаду), Дан обращается к отцу психоанализа Зигмунду Фрейду. Но неясные причины, из-за которых Маркус начинает преследовать Ракел, получают живой отклик у людей, смотрящих новеллу. Дан, к примеру, до сих пор чувствует себя неуютно, когда люди на улицах останавливают его и просят оставить Ракел в покое. "Мне не страшно ходить по улице, наоборот, я замечаю, что люди как будто боятся меня", - смеется актер. По его мнению, большинство случаев домашнего насилия не доходят до сведения властей, потому что женщины боятся рассказывать о них даже друзьям. "Если бы я знал, что моя работа помогает людям открыться, мне было бы гораздо легче."
Дану становится немного не по себе, когда его начинают сравнивать с Томом Хэнксом. Помимо того, что он не считает себя похожим на знаменитого Форреста Гампа, он опасается, что ему могут приклеить ярлык "бразильского Тома Хэнкса". "Почему-то люди считают, что я должен быть счастлив от сравнения с великим актером", - говорит он.
- Актриса Режиане Алвес, исполняя роль Дорис, побаивалась появляться на публике из-за отрицательной реакции зрителей теленовеллы на ее персонажа. Вы не боитесь оказаться в похожей ситуации на улицах?
Перед началом съемок коллеги уже предупредили меня о том, что простые люди будут воспринимать меня отрицательно. Я приехал в театр и вскоре кто-то сказал: "Кажется, Дан, ты завтра появишься в новой теленовелле… ну тогда приготовься". Но я всегда убеждал себя, что все будет хорошо, все будет в порядке. Конечно, перед съемками я слегка колебался, думал о реакции… Но ответ публики превзошел мои ожидания. Когда я выхожу на улицу, обязательно найдется кто-нибудь, кто бросит мне вслед пару комментариев. Вчера, например, я был в кино, и даже там наслушался. Люди оценили мою работу, но часть своих эмоций выплеснули и на меня. "Перестань бить Ракел!" - слышу я постоянно. Чувствую, что люди меня побаиваются.
- Как Вы готовились к исполнению такой неоднозначной роли, как роль Маркуса?
Случай Маркуса, конечно, особенный. Он любит Ракел так сильно, что, я уверен, испытывает настоящую физическую боль. Это персонаж с очень сложным характером. Поэтому я хотел придать ему как можно больше убедительности в глазах публики. Он и не злодей, и не герой. Он некая смесь. Как и каждый из нас, не так ли? Это человек, которого вы можете встретить на улице, и он покажется вам вполне нормальным. Я не хотел превратить Маркуса в психопата. Если он и болен, то не подозревает о своей болезни. Несмотря на то, что его сразу охарактеризовали как "отрицательного героя", я бы не стал ограничиваться только этим определением. Кстати, если бы я сразу же стал судить своего персонажа, это было бы ошибочно. Проанализировать героя, не наклеивая ярлыки - вот, что было моей задачей. Маркус любит Ракел так сильно и так боится ее потерять, что единственный выход, который он видит - это полностью ограничить ее свободу… Оскар Уайльд как-то сказал: "Люди больше всего разрушают именно то, что любят". А Зигмунд Фрейд считал: "В браке вы больше любите недостатки партнера, чем его достоинства".
- То есть вы провели практически "лабораторный" анализ?
Я пообщался с психоаналитиком, работающим с группой агрессивных людей. Кроме того, поговорил и с несколькими мужчинами из такой группы, и с женщинами, подвергавшимися подобному преследованию. Прочитал несколько книг на эту тему и, естественно, использовал свою собственную интуицию. В Рио я посетил особый институт NOOS, который работает именно с агрессивными людьми. И теперь я повторяю: моей основной задачей стало создание неоднозначного характера, в чем-то похожего на любого из нас. И еще мне хотелось, чтобы эта неоднозначность стала более человечной что ли, более убедительной. По правде, я пытался понять не психику Маркуса, а его мотивы и реакцию. Лично я его не одобряю. Но считаю, что нужно понять причину, по которой он так себя ведет. Не одобряя и не принимая его действий, я пытаюсь понять его боль…
- Каково начинать съемки в теленовелле с таким высоким рейтингом - 45 пунктов?
Мне кажется, что вступать в такую успешную теленовеллу, как "Женщины в любви" - это почти честь. Я не мог дождаться вступления в сюжет Маркуса в такой важный в теленовелле момент. Мануэл Карлос дважды был на спектакле "Новые направления в мирное время" и потом сказал мне, что хотел бы создать персонаж специально для меня. Лично мне очень хотелось сделать все на высшем уровне. Луис Фернанду Карвалью также попросил меня поучаствовать в "Земле любви, земле надежды". Я пришел для съемок в шести сериях, а в итоге снялся в тридцати с лишним. Остался до окончания теленовеллы. Вот так нежданно я оказался на экранах перед многомиллионной аудиторией. Это было очень волнующее ощущение… Однако мне не хотелось, чтобы меня считали чисто телевизионным актером. В настоящее время любой человек, снимающийся на телевидении, получает широкую известность. Мне хотелось бы, чтобы я стал популярен не только за то, что появился на экране, а в основном за мою работу там.
- Мануэл Карлос уже объявил, что Ракел (Элена Раналди) заявит на Маркуса в полицию. Что Вы об этом думаете?
Я не хочу, чтобы мой персонаж был простым и однозначным. Конечно, это тоже интересно, но мне хочется, чтобы он провоцировал реакцию общества на проблему домашнего насилия в частности. А таких случаев очень много, совершенно точно. И это только известных случаев. Как же много их на самом деле, трудно представить… Просто многие женщины по тем или иным причинам не заявляют на своих партнеров в полицию… Я очень надеюсь, что моя работа, а также работа Элены Раналди и Манеку (Мануэла Карлуса) изменит эту ситуацию. Если некоторые люди смогут что-то улучшить в своей жизни благодаря новелле, я буду невероятно счастлив. Я не хочу абстрагироваться от реальных проблем из-за того, что я всего лишь актер, исполняющий роль. Я заинтересован в том, чтобы делать что-то для повышения ответственности общества. И именно это стало для меня решающим фактором при принятии решения о съемках.
- Как Вы впервые появились на телевидении?
Я снялся в "Os Maias". Я был в Швейцарии, участвовал в кинофестивале, когда мне позвонил Луиз Фернанду Карвалью. Он ходил на спектакль "Нереальные Хроники" Сержио Бьянки, и ему очень понравилась моя игра. Он сказал, что у него в "Os Maias" есть персонаж, в роли которого он хотел бы видеть меня. Мне очень польстило его предложение.
- Но Вы почему-то испытывали неприязнь к телевизионным съемкам?
Не совсем так. У меня не было никаких принципиальных причин отказываться. Даже наоборот. Я умирал от любопытства, мне было интересно попробовать. Но я считаю, что шанс мне представился как раз вовремя. Не раньше и не позже. Сейчас я, как актер, гораздо лучше, чем был вчера. А завтра я планирую стать еще лучше, чем сегодня. Именно в этом направлении я и влился в процесс.
- Вы всегда хотели быть актером?
Нет. Вообще не собирался. Я не из тех, что рассказывают: "С тех пор, как мне исполнилось три года, я уже мечтал стать актером…" На самом деле, когда я вспоминаю свое детство, я вижу, что ничего определенного в то время не хотел. Лишь потом, подражая своим друзьям, я стал думать, что телевизионные актеры живут в одном большом механизме, и мне захотелось на сцену и все такое…
- А когда Вы решили начать актрескую карьеру?
Осмелюсь предположить, что если бы актеры все тщательно планировали, они никогда не стали бы актерами. Вы никогда не сможете создать мир иллюзий будучи полностью удовлетворенным реальным миром. В большинстве случаев действительность нас не устраивает… Мы создаем свои собственные миры и живем в них. Как правило, в нас говорит дух противоречия. Мне было интересно, как живут и думают другие люди. И знаете, к какому выводу пришел? Театр даст мне возможность проживать разные жизни, каждый раз становиться другим человеком. Ты можешь стать и убийцей, и жертвой… жестоким, как Маркус из "Женщин в любви", и покорным, как Клаусвитц (роль Дана в спектакле - прим. Бразилиада)… Очень интересно, когда ты можешь все попробовать.
Предупреждающий талант
Какое-то время назад, присутствуя на церемонии награждения в Ассоциации Театральных Критиков Сан-Паулу (АРСА), где награду получал Паулу Аутран, Дан поймал себя на мысли, что единственный человек, которого он может назвать главным актером того времени, как раз получает награду. Вскоре Дан сам получил эту награду за спектакль "Новые направления в мирное время", и его теперь тоже можно навать настоящим актером.
Идея этого спектакля, кстати, родилась в сотрудничестве самого Дана и писателя Боску Бразила. В пьесе Дан исполняет роль Клаусвитца - польского актера, который пытается получить вид на жительство в Бразилии. Но жизнь эмигранта полностью зависит от доброй воли Сегизмунду - работника Департамента Иммиграции. Непреклонный чиновник дает Клаусвитцу задание: если тот заставит его прослезиться от какой-нибудь жутко печальной истории, то может практически считать себя гражданином Бразилии. В противном случае, вернется в Польшу. Точкой наивысшего напряжения является момент, когда Клаусвитц, пытаясь растрогать своего мучителя, читает ему отрывки из поэмы "Жизнь - мечта" Калдерона де ла Барки.
При этом Боску Бразил согласился ставить спектакль, только убедившись, что главную роль будет играть именно Дан. Роль Сегизмунду в Сан-Паулу исполняет Жайру Маттус, а в Рио - Тони Рамос. Если бы раньше Дану сказали, что он будет играть на одной сцене с кумиром своего детства, он бы не поверил… "Тони был одним из тех актеров, благодаря которым мне захотелось играть", - признался Стулбах.
Футболист из театра
Прославленный футболист - вот о какой карьере мечтал Дан Филип Стулбах в детстве, пока однажды он не решил сходить на пробы в спектакль, идущий в его колледже. "Меня взяли, и мне очень понравился этот опыт. Мне было весело, я завел новых друзей…" Повзрослев и не решив толком, чем же он хочет заниматься, Дан попытался поступить сразу в Медицинский, Инженерный и колледж Управления. Прошел во все три, и пошел в Инженерный в Сан-Паулу. "Я проучился там год, а затем поехал в Нью-Йорк. Мне хотелось выучить английский и немного охладить свой пыл", - признается Дан.
В Штатах, наряду с занятиями, он работал билетером в одном кинотеатре в Сан-Диего (Калифорния). Этот опыт, однако, долго не продлился. Через 6 месяцев будущий актер вернулся на родину. Все еще сомневаясь, он закончил Школу Драматического Искусства и курсы рекламы в Высшей Школе Маркетинга, где он поступил в театральную группу. "Я пошел в колледж только чтобы угодить родителям", - объясняет Дан.
В прошлом году Дан стал обладателем приза АРСА как актер года за пьесу "Новые направления в мирное время". Так что вопрос его появления на телеэкранах был просто вопросом времени. Сначала он появился в "Os Maias" - минисериале по сценарию Марии Аделаиды Амарал, исполнив роль английского аристократа. Работать с ним так понравилось режиссеру Луизу Фернанду Карвалью, что он пригласил его в "Землю любви, землю надежды". "Когда мои родители посмотрели "Новые направления", они наконец-то из противников превратились в главных болельщиков моей карьеры", - радуется Дан.
Александра, по материалам "Folha de Rondоnia", февраль 2005 г.