Говорят, что Голливуд делает ремейки иностранных картин потому, что американцам лень читать субтитры. Прокат японского фильма «Давайте потанцуем» опровергает это утверждение. Оригинал шел в США на японском языке с английскими субтитрами и поставил абсолютный рекорд среди титрованных японских лент.
Картина режиссера и сценариста Масаюки Суо стала в Японии культурологическим феноменом - примерно таким же, каким позже стала «Амели» во Франции. Выпущенный в 1996 году фильм «Давайте потанцуем» рассказывал о преуспевающем японском бухгалтере, который чувствует, что в его жизни чего-то не хватает, несмотря на хорошую работу и благополучную семейную жизнь. Случайно увидев в окне танцевальной студии женский силуэт, который заставил его ощутить волнение, герой ленты начинает брать уроки бальных танцев...
Фильм «Давайте потанцуем» стал абсолютным кассовым рекордсменом в Японии; он получил практически все премии национальной японской Киноакадемии (в 13 категориях) и был закуплен для проката во многих странах. В США прокатные права на фильм купила студия Miramax и, как вскоре выяснилось, не просчиталась. Ранее кассовым рекордсменом в США среди японских картин был «Ран» (1985), который заработал в американском прокате 7.32 млн долларов. Лента «Давайте потанцуем» легко преодолела этот рубеж: ее кассовые сборы в США в конечном итоге составили $9.7 миллионов (в мировом прокате она собрала около $43 млн).
Помимо кассового успеха японская версия «Давайте потанцуем» стала фаворитом американских кинокритиков: она получила премии Национального совета кинообозревателей, Бостон-ского общества кинокритиков, Кружка кинокритиков Флориды, Общества кинокритиков Лас-Вегаса, Общества техасских кинокритиков, Юго-восточной ассоциации кинокритиков, Ассоциации кинокритиков вещательных компаний, Общества интернетовских кинокритиков, премию прессы «Золотой спутник», а также награды международных кинофестивалей в Кливленде и Сиэтле. До сих пор не было ни одного фильма о танцах и конкурсах, который пользовался бы таким вниманием критиков: как правило, интеллектуалы списывают подобные ленты со счетов задолго до их выхода в прокат.
Заполучившая эту золотую жилу студия Miramax постаралась как можно больше выжать из своего приобретения. Поэтому вскоре после триумфального шествия японского фильма по американским экранам было объявлено, что начинается работа над американским ремейком.
Однако создать адекватную западную версию было сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Япония - это страна, где жизнь и быт довольно строго регламентированы, поэтому решение бухгалтера заняться танцами для японцев крайне предосудительно. В свое время при выпуске японской версии в США Miramax сократила ее на 18 минут, сгладив самые острые углы и опустив ряд малопонятных для западных зрителей моментов.
Сценаристом ремейка пригласили Одри Уэллс («Гиневра», «Правда о кошках и собаках», «Под солнцем Тосканы»), большую специалистку по адаптациям трудных произведений для американской публики: например, «Правда о кошках и собаках» была феминистской версией «Сирано де Бержерака», в которой мужчины и женщины поменялись местами.
Перед Уэллс стояла нелегкая задача. В оригинале полностью отсутствовала романтическая линия. Герои увлекались танцами, но не друг другом. Вопрос был не в том, поцелуются ли они в последнем кадре, а в том, победят ли на конкурсе. Авторов фильма интересовали более широкие проблемы, нежели любовные перипетии; они исследовали, что вдохновляет людей на те или иные поступки, может ли человек, пренебрегая общепринятыми правилами, вести себя так, как ему хочется. Для Голливуда такая концепция была довольно странной: как это так - герои только танцуют вместе, но не влюбляются друг в друга?!
Так или иначе, но в 1998 году Variety объявила, что американским ремейком «Давайте потанцуем» заинтересовался Том Хэнкс, что проект находится в активной разработке и что режиссером приглашен Джон Туртельтауб, который ранее работал с Одри Уэллс на проекте «Малыш» (Disney's The Kid).
Трудно сказать, почему пять лет назад проект заглох: то ли Miramax не решилась вложить деньги в кино без любовной линии, то ли на ее руководителей повлиял общеголливудский пессимистический взгляд на мюзиклы как таковые. Но времена меняются. В начале ХХI века началось возрождение музыкального кино: по экранам с триумфом прошли такие фильмы, как «Мулен Руж» (2001) и «Чикаго» (2002). Последний был снят на Miramax и собрал в США свыше 170 миллионов долларов (при бюджете 45 миллионов), не говоря уж о 13 номинациях на «Оскар» и 6 премиях Американской киноакадемии.
Глава Miramax Харви Вайнштейн славится умением располагать к себе актеров и привлекать к работе талантливых кинематографистов. «Чикаго» открыл миру вокально-хореографические способности Ричарда Гира, который в молодости выступал в бродвейских мюзиклах. А вскоре после премьеры «Чикаго» Гир дал согласие сняться еще в одном мюзикле Miramax - «Давайте потанцуем».
На роль жены героя первоначально хотели пригласить англичанку Эмму Томпсон, но стороны не смогли договориться. Впрочем, сниматься вместо нее быстро согласилась Сюзан Сэрэндон. На роли второго плана были приглашены хорошие характерные актеры Стэнли Туччи и Ричард Дженкинс.
Но самым важным оставался вопрос об исполнительнице главной женской роли - партнерши героя по танцам. Нужна была кинозвезда, которая имела бы опыт работы в романтическом жанре и действительно могла бы хорошо танцевать. В свое время Вайнштейн завоевал дружбу Бена Аффлека и Мэтта Дэймона, запустив у себя на студии их первый авторский проект «Умница Уилл Хантинг». С тех пор оба актера, ставших знаменитостями, постоянно работали на Miramax, а когда Бен Аффлек стал женихом Дженнифер Лопес, она тоже присоединилась к этой компании, сыграв вместе с Аффлеком в фильме «Девушка из Джерси». Сразу же после этого она подписала контракт на съемки в драме Miramax «Незаконченная жизнь» (An Unfinished Life), а по завершении работы в этой картине немедленно перекочевала на съемочную площадку ленты «Давайте потанцуем».
Вопрос о режиссере был особенно щекотливым. В то время как Sony при постановке ремейка «Проклятия» пошла на беспрецедентный шаг, пригласив режиссером японца Такаши Шимицу, который поставил оригинальную японскую версию, на Miramax поступили менее радикально, доверив постановку англичанину Питеру Челсому, известному по фильмам «Интуиция» и «Город и деревня».
Съемки фильма «Давайте потанцуем» начались 23 июня 2003 года в канадском городе Виннипеге. Первоначально они должны были проходить в Торонто, однако из-за эпидемии пневмонии город был закрыт на карантин, и хотя он вскоре был снят, на Miramax решили не рисковать драгоценным здоровьем кинозвезд.
Конечно, внимание местной виннипег-ской прессы было приковано к несравненной Джей-Ло, которая в те дни готовилась к пышной свадьбе с Беном Аффлеком. Репортеры отвлеклись от историй о Джен и Бене только раз: когда со съемочной площадки украли драгоценности на сумму в 4 000 долларов (их носила жена главного героя), которые позже были обнаружены в номере отеля рядом с убитым постояльцем. По иронии судьбы это произошло в День Независимости, 4 июля 2003 года, и было истолковано как дурной знак.
Первоначально компания Miramax планировала выпустить ленту «Давайте потанцуем» летом 2004 года и заранее преподносила проект как «фильм Дженнифер Лопес». Но между началом съемок и началом рекламной кампании атмосфера сильно изменилась. Свадьба Бена и Джен так и не состоялась, зато разразились скандалы с участием жениха и целого кордебалета канадских стриптизерш. В конце 2003 года фильм «Джильи» с участием Аффлека и Лопес громко провалился в прокате. В Голливуде начались разговоры о том, что звезда «королевы романтических комедий» Джей-Ло начала закатываться. Так или иначе, когда стартовала рекламная кампания фильма, фамилия Гира упоминалась даже чаще, чем фамилия Лопес.
Картина «Давайте потанцуем» довольно долго числилась в графике Miramax летней премьерой: фильм ставили то на конец июля, то на начало августа. Но в мае 2004 года Miramax все-таки перенесла фильм на осень, когда конкуренция между релизами уменьшается, а шансы быть замеченным членами Киноакадемии возрастают. Два года назад Ричарда Гира прокатили с номинацией за «Чикаго»; может быть, на этот раз ему повезет больше?
Наверное, на первый взгляд подобное предположение кажется странным: будет ли Академия размениваться на роли, в которых главное не душа актера, а его умение работать ногами? Но если присмотреться к фильму-оригиналу (кстати, исполнитель главной мужской роли Коджи Якушо получил премию японской Киноакадемии), можно увидеть в ремейке большой наградной потенциал - если, конечно, американская версия сможет передать своеобразие этой истории, в которой все происходит с точностью до наоборот. Если обычно в американских фильмах герой завоевывает любовь, благодаря которой ему и сопутствует удача (в спорте, деловой карьере, борьбе с плохими парнями), то в фильме «Давайте потанцуем» центральный персонаж добивается успехов во всем, в том числе и в личной жизни потому, что обретает способность самовыражения в танце.
Кстати, в американской версии главный бухгалтер превратился в юриста.
Итак, юрист Джон Кларк (Ричард Гир) имеет в жизни все, что полагается иметь благополучному деловому человеку: прекрасную карьеру, очаровательную жену (Сюзан Сэрэндон), замечательную семью - но он чувствует, что его жизнь бессмысленна и лишена изюминки.
Каждый вечер, возвращаясь домой на пригородной электричке, Джон проезжает мимо танцевальной студии и часто видит в окне миловидную учительницу танцев (Дженнифер Лопес), которая очень ему нравится. И в один прекрасный вечер Джон не выдерживает: он сходит с поезда, идет в студию и записывается на уроки танцев в надежде получше узнать прекрасную незнакомку.
Вначале его ждут сплошные разочарования. Полина (так зовут девушку) оказывается вовсе не учительницей; танцкласс ведет пожилая мисс Митци (Анита Джиллетт). Первые уроки, казалось бы, неопровержимо доказывают, что у Джона нет ни чувства ритма, ни изящества: он танцует как слон в посудной лавке. А когда он все-таки знакомится с Полиной, она полна сарказма: неужели Джон пришел в студию только для того, чтобы подцепить смазливую барышню?
Но Джон все-таки продолжает ходить на занятия. И не потому, что надеется завоевать сердце Полины. Неожиданно для себя он открывает, что страсть к танцам воспламеняет его гораздо сильнее, чем интерес к хорошенькой девушке. Упорные занятия приносят свои плоды: он начинает танцевать не хуже Полины, и они становятся партнерами в танце. Увлеченность Джона постепенно передается девушке, которая когда-то страстно увлекалась хореографией, но потом утратила к ней интерес. У Джона и Полины появляется шанс выступить на крупнейшем танцевальном конкурсе «Хрустальный шар», который проводится в Чикаго.
Но Джон до сих пор не сказал своей жене, что записался в танцкласс. Ему неловко признаваться, что по вечерам он «выделывает ногами кренделя». И чем больше времени Джон проводит вдали от дома и семьи, тем сильнее его жена подозревает, что он завел любовную интрижку с другой женщиной. В конце концов она нанимает частного детектива, чтобы выяснить, где ее муж пропадает по вечерам. Секрет Джона вот-вот раскроется, но он продолжает упорно тренироваться, потому что впервые в жизни действительно хочет чего-то всем сердцем - он хочет победить и доказать себе, что может жить и любить в полную силу...
Похоже, Miramax предлагает идеальную сказку для мужчин среднего возраста: да, ты можешь проводить время в компании Джей-Ло и даже регулярно класть ладонь на ее талию - но при этом у тебя не будет не-приятностей с женой. Поверим?