Слишком громкие телеканалы будут отключать от эфира
ФАС намерен добиться того, чтобы реклама стала тише
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена запретить увеличение громкости звука телерекламы при демонстрации рекламных роликов. Об этом заявил во вторник глава ведомства Игорь Артемьев во время расширенного заседания годовой отчетной коллегии ФАС. Глава службы пообещал, что уже в ближайшее время телеканалы, завышающие уровень звука в рекламе, могут столкнуться с предписаниями ФАС этого не делать. Игнорирующих будут штрафовать.
А в перспективе "возмутители эфира" рискуют лишиться лицензии.
У ФАС есть претензии к телеканалам, которые увеличивают громкость звука во время рекламных пауз в телепередачах. Сетуя на то, что технический регламент по уровню звука в рекламе до сих пор не разработан, служба намерена предложить поправки непосредственно в закон о рекламе.
По словам Игоря Артемьева, нужно вменить каналам в обязанность прекратить увеличивать громкость звука, когда телепередачи прерываются на рекламу, "потому что всем надоело вздрагивать".
"Нам и без этого в жизни есть от чего вздрагивать", — обоснованно заметил руководитель ФАС. По его словам, громкость звука при демонстрации рекламных роликов способна "разбудить всех, в том числе и маленьких детей".
При этом Артемьев не скрывал, что в настоящее время ведомство заняло в вопросе громкости звука рекламы жесткую позицию, поскольку "уже, наверное, не дождется от Минпромторга соответствующего технического регламента".
Долгая история
"Мы ранее неоднократно обращались в правительство, и правительство давало поручения министерству ускорить разработку техрегламента, но вопрос до сих пор не решен, — сообщил "Газете" замглавы ФАС Андрей Кашеваров. — Действующий закон о рекламе предполагает, что уровень звука в рекламе не должен быть выше среднего уровня звука передачи". При такой постановке вопроса, по его словам, параметры соотношения уровней звуков рекламы и передачи могут быть определены только техническим регламентом. Этот вопрос ФАС поставила, что называется, "ребром" осенью прошлого года. Тогда Андрей Кашеваров сообщал, что некоторые "телевизионщики долго вводили ведомство в заблуждение, что уровень звука устранить невозможно", объясняя это тем, что у каждой передачи есть звукорежиссер, записывающий звук с определенной компрессией. В то же время ФАС заявила, что вопрос может быть решен либо введением единого техрегламента, либо изменениями законодательства.
ФАС пойдет сразу тремя путями
"Недавно мы провели очередное совещание с телеканалами и пришли к выводу, что, поскольку техрегламент не разработан, есть три пути решения проблемы, причем параллельные", — сообщил Андрей Кашеваров "Газете". "ФАС намерена обратиться в Роскомнадзор с предложением включить требование о соответствии уровня звука рекламы уровню звука передачи в лицензионные требования к телеканалам", — заявил он.
"Также мы готовы внести свои предложения по изменению норм рекламного законодательства с тем, чтобы добавить в закон о рекламе, что уровень громкости звука рекламы не должен быть выше уровня громкости звука телепередачи", — рассказал чиновник. Кроме того, по его словам, нужна разъяснительная работа с телеканалами.
"Скорее всего, теперь ФАС будет активно раздавать предписания не завышать уровень звука рекламы", — говорит руководитель корпоративной практики юридической компании "Пепеляев групп" Андрей Пеховский. По его оценке, нарушителям этих предписаний грозят штрафы в размере от 40 тыс. до 500 тыс. рублей по каждому факту. "Также, насколько мне известно, уже в ближайшее время ФАС планирует провести совещание в Роскомнадзоре по этому поводу", — сообщил юрист.
Впрочем, по мнению независимого аналитика рекламного рынка Алексея Балабанова, в конечном итоге отвечать за завышение звука в рекламных паузах придется отнюдь не телеканалам. "Телеканалы получают рекламные ролики с определенным уровнем звука от рекламистов, и, скорее всего, телеканалы, даже если они могут повлиять на уровень звука, будут перекладывать ответственность на рекламодателей", — говорит он.
Скрытую рекламу посчитают
Напрямую повлиять на доходы рекламных компаний может и другая инициатива ФАС.
Во вторник ведомство предложило включить скрытую рекламу в телевизионных фильмах и сериалах в общее рекламное время, которое сейчас на федеральных каналах не может превышать 12% эфира. Об этом сообщил Андрей Кашеваров.
Скрытая реклама заключается в том, что в фильмах и телевизионных передачах демонстрируются реально существующие товары или их логотипы или упоминается об их хорошем качестве.
По словам чиновника, если за счет показа программ со скрытой рекламой общая доля рекламного эфира будет превышать установленную норму, ФАС будет выдавать предписание об устранении нарушений.
"В случае неисполнения предписаний телеканалам могут быть выписаны штрафы в размере 40—500 тыс. рублей", — заявил Кашеваров.
Также замглавы ФАС сообщил, что ведомство будет выдавать предписания телеканалам, если в фильмах в качестве скрытой рекламы будет использоваться реклама алкоголя и других запрещенных к рекламе на телевидении товаров. В качестве примера замглавы ФАС привел новогодний телефильм "Золушка", впервые продемонстрированный с водочным брендом, который на следующий год был исключен из фильма стараниями ФАС. При этом и Игорь Артемьев, и Андрей Кашеваров сообщили, что ничего не имеют против самой скрытой рекламы.
ФАС уже победила в одной борьбе за тишину
Борьба ФАС против аудиорекламы в транспорте началась в 2007 году. Тогда в поле зрение службы попала компания "Маршрут-ТВ", занимающаяся размещением рекламных роликов в маршрутных такси. Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что его ведомство будет бороться за тишину в общественном транспорте. После этого ведомство выдавало многочисленные предписания рекламным компаниям с запретом звуковой рекламы в транспорте. В марте 2009 года Высший арбитражный суд такую аудиорекламу запретил. С тех пор в маршрутках ролики крутят без звука.
Какая реклама вас раздражает?
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей РФ
Больше всего меня раздражает телевизионная реклама, особенно учитывая те объемы, которые она приобретает на интересных передачах. Они ведь как делают — варьируют рекламное время в рамках того же одного часа: в хорошую программу ставят рекламы побольше, а в плохую — поменьше. Кроме того, безусловно, раздражает увеличение звука. Поэтому тот факт, что Федеральная антимонопольная служба собирается этим вопросом заняться, — просто замечателен.
На мой взгляд, это абсолютно незаконно, когда громкость при показе рекламного блока резко увеличивается.
Далее, если говорить о содержании рекламы, то в первую очередь в голову приходят всякие гигиенические вещи. Я имею в виду не только прокладки, но и, например, зубную пасту: когда показывают, как человек выплевывает свои зубы, я сразу переключаю телевизор на другой канал. К сожалению, у нас полностью отсутствует культура рекламы. Вспомните, как в свое время одна из пивных компаний проводила очень агрессивную рекламу своей продукции. В результате они получили жесткие ограничения.
Еще бы я здесь выделил рекламу кредитов, где я также являюсь категорическим противником. Ту ситуацию, которая возникла у банков с невозвратами, во многом они создали себе сами, ведя безудержную и некорректную рекламу.
Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала "Ералаш"
Наверное, никакая, потому что на время рекламы я попросту отключаюсь. То есть я не являюсь рекламозависимым, скорее я иногда оцениваю юмор или иронию с профессиональной точки зрения. Например, мне нравится очень милая и добродушная реклама, где девочка спрашивает свою маму: "А можно я с Мишкой на дачу поеду?" Там ситуация обыгрывается очень хорошо и элегантно.
Ну а что касается негатива, то меня раздражает, пожалуй, разве что реклама пива. Я не понимаю, зачем все это надо, учитывая, что это пиво и без того продается просто замечательно. Если говорить про детей, то они рекламу очень любят, потому что она часто веселая, потому что там постоянно что-то прыгает, скачет и так далее. Конечно, там порой показывают, как устроены тампоны или что-то подобное. Тем не менее я не вижу в этом ничего особенно страшного: когда ребенок подрастет, то он поймет все вопросы, связанные с гигиеной.
Элла Памфилова, глава Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, бывший министр социальной защиты населения РФ
Считаю абсолютно недопустимой рекламу лекарственных препаратов, потому что все это наносит огромный ущерб для здоровья людей. Очень часто такая реклама не соответствует действительности, поэтому она не то чтобы раздражает, а просто я понимаю, какой вред мы от нее получаем. Поэтому, как мне кажется, необходимо запретить рекламу лекарств.
Татьяна Яковлева, член комитета Госдумы по охране здоровья (первый замруководителя фракции "Единая Россия"), доктор медицинских наук
Меня раздражает реклама лекарств, биологически активных добавок (БАД), а также алкоголя любых видов и курения — все эти вещи я просто ненавижу и убрала бы их немедленно. Тем более что я как профессионал не могу смотреть на то, когда говорят, что какой-нибудь БАД помогает от всех болезней и делает вас совершенно здоровым. Какие бы мы поправки в законы ни вносили, все равно они находят новые окольные пути и скрытым образом подобную информацию до людей доносят. Слава богу, сейчас хотя бы мы добились того, что даже по радио и телевизору стали говорить: "Посоветуйтесь с врачом". Хотя бы эту фразу начали произносить, но обман все равно остается. Так что, повторю еще раз, я бы запретила данную рекламу полностью. То же самое и с пивом: хотя там и пишут крупными буквами, что оно вредит вашему здоровью, лимонно-красивый цвет обязательно кого-нибудь привлечет для того, чтобы в него окунуться.
Статья опубликована в издании "Газета", №36 от 3 марта 2010