Ирина Круг родилась в Челябинске, и большую часть своей жизни провела в родном городе. Но неожиданно ее судьба повернулась так, что последние пять лет, после знакомства с Михаилом, эта красивая, молодая 27-летняя женщина живет в Твери. Три года как с ней и нами нет Михаила Круга, легендарного российского композитора, поэта и певца. Жизнь идет дальше. Ныне Ирина Круг продолжила дело мужа, поет с эстрады. Записан диск песен русского шансона “Первая осень разлуки”. Недавно в Москве и Твери прошли концерты, посвященные очередной годовщине дня рождения Михаила Круга (7 апреля). В них приняли участие многие звезды жанра.
- Ирина, почему вы все же запели и именно песни русского шансона?
- Во-первых, потому, что есть такое имя Михаил Круг, и я с ним связана. При этом, не могу сказать, что большая часть исполняемых мною сегодня песен, это шансон. Многие из них, простые, эстрадные песни. Можно было попробовать спеть Мишины песни, но, понятно, что так подать их слушателю у меня бы не получилось. Я выбрала самый сложный путь, потому, что иначе перебороть публику, которая любила Мишу, невозможно. Когда я начинала, было очень тяжело, но мне не привыкать к преодолению трудностей.
- Как произошло само ваше знакомство с будущим мужем?
- Михаил Круг приехал в Челябинск с концертами, которые проводил мой хороший знакомый в центральном ресторане города. На вечере он нас познакомил, и после концерта Михаил предложил мне работать с ним костюмером. Сначала я отказалась. Во-первых, в тот момент я была в разводе от первого брака, и переживания неудачи сложных отношений от разрыва, еще не затихли. Во вторых, у меня была маленькая дочь. Да и просто я подумала, что меня разыгрывают. Известный артист Михаил Круг и я… Но спустя три месяца, снова концерт в Челябинске, и мой знакомый вновь напомнил мне: “Миша — человек серьезный, он интересуется, пойдешь ты к нему работать или нет? Советую идти”. И я согласилась. Уехала вместе с ним и год работала в его коллективе. Он присматривался ко мне долго. У нас были обычные, рабочие отношения. Хотя, все догадывались, что он выбрал меня, как женщину. Потом начал за мной ухаживать. С его стороны были всякие проверки. Мог, например, быть придирчивым: костюм плохо отглажен, еще что-нибудь, и я раза по четыре спокойно ходила исправлять. В общем, я прошла все испытания.
- Какие знаки внимания он вам оказывал?
- Миша всегда был галантным мужчиной. Думаю, что сегодня таких добрых людей очень мало. Постоянно приносил для меня цветы, подарки мне, и маме. Окружал вниманием, заботой. Я никогда ничего не просила у него, просто он умел ухаживать. Это не была любовь с первого взгляда, но позже я поняла, что без этого человека просто не могу. Наши чувства росли постепенно, у меня даже стала появляться ревность, и я осознала, что наши взаимоотношения намного сильнее и серьезнее.
-Ирина, почему Михаил выделил вас?
- Этот вопрос я задаю себе до сих пор, почему, именно я. Он ездил по всей стране, миру, у него было много женщин, об этом можно смело сказать. Он - Круг! Трудно сказать, что его притянуло. Инициатива была его. Возможно, он во мне что-то увидел важное для себя. Иногда он мне говорил: "У тебя есть душа... " При его достаточно сложном характере, не каждая женщина могла быть рядом долго. Нужна особая мудрость, если так можно сказать.
- Вы не сомневались, когда он сделал вам предложение?
- Если честно, то я была абсолютно не готова к подобному повороту событий. Мы просто ехали мимо загса, опаздывали на гастроли, и тут он остановил машину, взял меня за руку, и мы вошли внутрь. Администратору он сказал, что нам нужно срочно расписаться. В загсе, конечно, многое видали, но такое было впервые, и нам пошли нам навстречу. Потом было шампанское, штамп в паспорт, и звонки друзьям: “Мы поженились. Приглашаем вечером на свадьбу”.
- Для вас имела значение разница в возрасте?
-Нет, ее мы не замечали. Скорее, наоборот, прекрасно понимали друг друга. Что такое каких-то четырнадцать лет. Мне всегда нравились мужчины постарше, опытные и более спокойные по жизни. С Мишей мне было очень легко.
- Случались ли ссоры?
- А как же без них! Ведь недостатки есть у всех, в любой семье всегда что-то выясняют, спорят, находят одну точку зрения. Мы могли поругаться даже из-за каких-то мелочей! Но быстро мирились. Миша был человеком очень строгим, вспыльчивым, но быстро отходил. Бывало, поругаемся, он уедет и спустя какое-то время начинает звонить. Сначала я трубку не трогаю. А потом не вытерплю и возьму, а там нежный такой голос: “Иринка Викторовна, простите меня”. Я ему: “А вы — меня”. Вот так и мирились. Советую всем влюбленным, в мире будет больше счастливых пар.
- На сцене он выглядел профессором, а дома?
- Перед публикой он мог моментально собраться и всегда представал каким-то очень солидным, серьезным, а дома часто шутил, был очень добрым, простым и домашним. Но покапризничать любил, особенно когда болел.
- В семейном кругу как вы называли друг друга?
- Чаще всего, по имени-отчеству. И это всех удивляло, но так повелось еще со дня нашего знакомства. Я привыкла уважать Мишу, ему это нравилось, и мы решили оставить эту форму общения. Еще он часто называл меня “Любовь моя”… Я чувствовала себя Золушкой в сказочной стране.
- Михаил был верующим человеком?
- Да. Он пришел к вере после тридцати. Старался приобщить к вере меня. Говорил: “Иринка Викторовна, вы к этому еще придете”.
- Свободное время чему было посвящено?
- Когда это случалось, мы старались выезжать на природу, на шашлыки, часто к нам в гости приходили его друзья. Миша любил свой дом, во время застолья пел вместе со всеми. А летом мы с семьей ездили на юг на машинах. Миша был заядлым автолюбителем. И меня учил водить.
- Какие это были машины?
- У него было две машины — «Мерседес» и «Фольксваген», потом он подарил мне на день рождения джип… А однажды в каком-то городе организаторы гастролей встречали нас на «Чайке», и он буквально «заболел» этой машиной, но купить не успел.
- Нам не обойтись без вопроса, который волнует очень многих людей. В каком состоянии сегодня расследование дела о трагических событиях 1 июля 2002 года?
- Это очень сложный и серьезный вопрос. Можно сказать, что на 80% ситуация прояснилась, и я молю бога, чтобы убийцы были пойманы и наказаны, все открылось. Нужно потерпеть немного и подождать. Я была свидетелем происшедшего. Страшно вспоминать. Миша собой просто закрыл меня от пуль, преступники стреляли без разбору. При этом сам он получив ранения, успокаивал меня, даже пытался шутить, что все обошлось… Сам уехал в больницу с другом на машине. Скорую мы прождали слишком долго, 40 минут. (Нам ответили, что на огнестрельные ранения они не выезжают). Потом мы звонили в больницу, узнали, что операция прошла успешно. А утром сообщили о печальном исходе. Я долго не могла поверить, руки просто опустились.
- В первой время после гибели Михаила многие говорили, что он предчувствовал свою смерть?
- Не знаю. Но где-то за неделю до его гибели мне приснился вещий сон: будто в нашем доме море цветов, толпа каких-то людей в черных одеждах, которые кого-то оплакивают. Вижу похороны, а Миши нигде нет… Я рассказала ему об этом. Он привычно пошутил: “Значит, долго жить будем... ”
- Расскажите о детях семьи?
- Дети растут. У меня своих двое: дочь Марина (10 лет) и Александр (3 года), Мишин сын от первого брака — Дима. Ему 16 лет, увлекается компьютерами. Сейчас мне очень помогает Мишина мама, Зоя Петровна. Наш третий, общий, ребенок появился на свет в том же тверском роддоме, что и сам Миша. А потом мы вместе выбирали сыну имя. Мучались целый месяц, ни одно не нравилось! И тут Миша предложил: “Давай назовем его Сашей?” Недавно на концерте в Твери, посвященном дню рождения Михаила, он вышел на сцену и сказал, что хочет услышать пеcню “Владимирский централ”. Совсем маленьким он под эту песню засыпал, вот и запомнил.
- Как Михаил Круг работал над песней?
- Сочинял песни одним махом — набрасывал карандашом текст на бумажке, что-то зачеркивал, исправлял, потом подходил ко мне с гитарой и говорил: «Я тут песню сочинил…», — и начинал аккомпанировать себе, как будто заранее знал мотив. Песню “Кресты” он, например, написал при мне ночью. У нас спальня рядом с ванной комнатой, он туда любил уходить, словно там особая аура, энергетика.
- Были ли песни, или стихи посвященные вам?
- Таких не было, может быть он просто не успел.
- Как вы кормили такого солидного и внушительного вида человека?
- Я умею хорошо готовить, а Миша очень любил покушать. Хотя, в общем, в еде он был неприхотлив. Обожал борщ. Когда приезжали гости, он просил: борщечка свари, пожалуйста. Иногда, сделаешь макарончики, пожаришь что-то — он и доволен. Предпочитал мясные блюда, ребрышки… Он и сам любил повозиться на кухне, что-нибудь “сварганить”.
- Есть ли сейчас в Твери кафе, клуб имени Круга?
- Работает кафе – шансон, но оно не связано с именем Михаила.
- Как идет работа над творческим наследием “шансонье всея Руси”?
- Она идет непрерывно. Читаю, разбираю рукописи. Мне помогают друзья Михаила, в частности Леонид Телешев, с которым я часто выступаю в концертах. Мой второй альбом, над которым мы работаем (выйдет в сентябре), будет состоять в основном их “женских” стихов Михаила Круга. В этих строчках я сама поразилась, насколько он иногда точно передает чувства. Чрезвычайно сильные стихи, думаю, что и песни также вызовут резонанс у слушателей.
- Известно, что есть фестиваль памяти Круга в Твери?
- Это идея Леонида Телешева, ближайшего друга Михаила. Фестиваль проходит ежегодно летом (конец июня). В этом году пройдет третий фестиваль. На нем собирается очень много авторов, исполнителей, и тысячи людей из разных регионов страны. Ажиотаж и интерес к этому событию большой. Пресса, телевидение, радио.
- Было немало противоречивых сообщений о создании памятника Михаилу Кругу в Твери. Споры о том, нужен ли он, где установить?
- Полемика, действительно была большой. В программе у Гордона я принимала участие, многие известные деятели культуры. Общее мнение явного большинства было положительным. Сегодня, памятник готов и, надеюсь, как решено, будет стоять в центре города на улице Радищева.
- Что это за памятник?
- Миша сидит с гитарой на скамейке, оригинальная композиция. (подробнее о памятнике... /прим. ред. /)
- Расскажите о сольной карьере. Насколько тяжело психологически работать под псевдонимом – Ирина Круг?
- Я не считаю себя профессиональной певицей. Раньше пела только для себя, сейчас серьезно занялась вокалом. Жаль, что с Мишей мы так и не спели дуэтом! Я часто говорила, что хочу петь. Но он неустанно повторял: “Зачем это тебе, Ты жена, у тебя есть я, наши дети, дом”. Конечно, выступать после него тяжело, я не раз пыталась все бросить в отчаянии. Тем более, что зрители ждут его репертуар. Но имя Круг должно жить и многие меня поддерживают в этом. Я человек настойчивый, если решила, то буду идти до конца.
- Есть ли чувство благодарности судьбе?
- Наверное, нет. У меня был такой человек, потеря которого слишком велика. Его никто не сможет заменить. Он настолько умел ценить женщину. Как-то он принес домой кассету с фильмом «Апрель» и сказал: «Здесь снимался я. Будет время, посмотри». Когда его не стало, я попыталась это сделать и не смогла — увидела его, и на глаза навернулись слезы. Он ведь хотел еще одного ребенка – дочку.