Рутгер Хауэр / Rutger Hauer
Родился 23.01.1944, Брёкелен, Нидерланды
Лауреат Приза «Золотой теленок» (Gouden Kalf) Нидерландского кинофестиваля (Nederlands Film Festival) в категории «лучший актер» (1981, за фильм «Плоть и кровь»)
Лауреат Приза «Золотой Глобус» (Golden Globes) в категории «лучшая работа актера» (1988, за фильм «Побег из Собибора»)
Лауреат Приза «Золотой космический обелиск» Международного кинофестиваля в Сиэтле (Seattle International Film Festival) в категории «лучший актер» (1989, за фильм «Легенда о святом пропойце»)
Лауреат Премии «Рембрандт» (Rembrandt) амстердамского Тучинского театра (1997)
Лауреат Приза «Лучший актер столетия» (Best Actor of the Century) – Голландия, Амстердам (1999)
Лауреат Приза зрительских симпатий на Парижском кинофестивале (Paris Film Festival) в категории «лучший короткометражный фильм» (2001, за фильм «Комната»)
Детство и юность
Рутгер Хауэр родился в 23 января 1944 года в актёрской семье в небольшом голландском городке Брёкелен. Его родители работали в местном театральном колледже: отец, Ольсон Кнет Хауэр, преподавал актёрское мастерство, а мама, Магда Лебиус-Хауэр, вела занятия по курсу драматургии. Благодаря им, Рутгер уже с пяти лет стал появляться на сцене, а в 11 лет состоялся его полноценный дебют – мальчик сыграл в трагедии Софокла «Аякс».
Рутгер рос очень непослушным ребенком: нередко прогуливал уроки, предпочитая им посещение городского парка, а один раз, играя со спичками, поджег копну сена. В пятнадцать лет он сбежал из дома и устроился на торговое судно своего деда. Почти год юноша провел в плавании, побывав в Пакистане, Канаде, Сингапуре, Сайгоне, Персидском заливе. Именно тогда он обнаружил в себе способность к изучению языков. Сегодня Рутгер Хауэр свободно говорит (помимо своих родных голландского и фризского) на английском, немецком и французском языках.
После возвращения домой, Рутгер работал в самых разных местах: был декоратором сцены, автомобильным мойщиком, садовником, сварщиком, плотником, а по вечерам он продолжал получать образование в вечерней школе.
Театр, армия и личная жизнь
В 1962 году Рутгер Хауэр поступил в театральный институт в Базеле (Швейцария). Там он проучился два года, после чего, воспринимая «жизнь как приключение», нанялся солдатом в армию, в десантные войска. Его хватило на два года. Затем Рутгер решил с этим «завязать». Симулировав психическую неуравновешенность, он демобилизовался и вернулся в родной институт. Здесь же в Базеле Хауэр женился. В этом браке у него родилась дочь Айша.
Потом была учеба в актерской школе в Амстердаме, по завершении которой молодой актер был принят в труппу Амстердамского Королевского театра.
В 1967 году Рутгер Хауэр переходит в театр «Noorder Compagnie». С «Noorder Compagnie» Рутгер исколесил всю Голландию. За десять лет работы он принимал участие в спектаклях: «Как вам это нравится», «Трамвай «Желание», «Антигона», «Лысая певица», «Карел», «Лживые тайны», «Любовник», «Похищение», «Наберите «М» для убийства», «Из мышей и людей», «Обыватель и поджигатели», «Физики», «Создатель дождя», «Глухой официант», «Летнее дерево», «Сирано де Бержерак», «Святая Джоан» и др.
Там же, в 1973 году, Рутгер Хауэр впервые попробовал себя в качестве режиссера, поставив две пьесы.
В 1985 году Рутгер Хауэр женился во второй раз. Его избранницей стала талантливая художница и скульптор Инеке, с которой он был знаком много лет. Инеке и стала его любовью на всю оставшуюся жизнь.
Кино. Голландский период
Впервые на экране Рутгер Хауэр появился еще в двенадцатилетнем возрасте. Тогда, в 1956 году, состоялись съемки спектакля «Асмодей» (Asmodee). В 1968 году актер был приглашен на эпизодическую роль в картину «Господин Гаварден» (Monsieur Hawarden), однако в смонтированную версию кадры с участием Хауэра не вошли.
В 1969 году Рутгер Хауэр блестяще сыграл главную роль в сериале «Флорис». Эта роль и стала его полноценным дебютом в кино, принеся актеру первую популярность. А настоящее, всенародное признание пришло чуть позже – благодаря сотрудничеству со знаменитым голландским режиссёром Полом Верховеном.
Впервые Рутгер Хауэр снялся в картине Пола Верховена в 1973 году. Он сыграл роль скульптора Эрика Вонка в драме «Турецкие наслаждения» (по роману голландского автора Яна Волкерса). Картина имела большой зрительский успех и даже номинировалась на премию «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм».
Затем последовали другие совместные с Полом Верховеном работы: исторический роман «Кити-вертихвостка» (1975, Хуго), военно-эпическая драма «Солдат королевы» (1977, Эрик Лансхоф), молодежная драма «Лихачи» (1980, Джерри Виткамп). Большой резонанс имела первая англоязычная картина Пола Верховена - историко-приключенческая лента «Плоть и кровь» (1985), в которой Рутгер Хауэр сыграл наемного солдата Мартина. Мартин, после того как был подло обманут знатным бароном, создает свой отряд из отщепенцев и изгоев и ведет с ним непримиримую борьбу.
Именно Пол Верховен открыл в Рутгере Хауэре экранную двойственность облика и сути. Актер удивительно органично сочетал в своих персонажах загадочную внешность и внутреннее смятение, противоборство ангельских и дьявольских сил. Вот как описывает героев Хауэра критик Сергей Кудрявцев: «Верховен считал, что Хауэр, в отличие от другого его протеже Е. Краббе, выражает «светлую сторону естества». Однако с этим можно поспорить, потому что герои Хауэра в лентах «Китти-вертихвостка» и «Лихачи» как раз обманчиво благородны, а на самом деле готовы совершить подлые поступки, а вот беспечные повесы, одержимые бунтари и порой даже внешне отталкивающие типы из фильмов «Турецкие сладости», «Солдат королевы» и «Плоть + кровь» оказываются более великодушными и способными на самопожертвование ради любимой девушки или любимой отчизны».
За роль Мартина в фильме «Плоть и кровь» Рутгер Хауэр был удостоен первой большой награды в своей карьере - Приза «Золотой теленок» Нидерландского кинофестиваля в категории «Лучший актер».
Звезда Голливуда
Популярность актера росла от роли к роли. Параллельно со съемками у Пола Верховена Рутгер Хауэр начинает сотрудничать с голливудскими режиссерами. Его первой голливудской работой стала роль убийцы Вульфгара в картине «Ночные ястребы» (1981) с Сильвестром Сталлоне в главной роли.
Рутгер Хауэр сразу оценил открывающиеся перед ним возможность. Наняв известного репетитора по английскому языку, он избавился от европейского акцента, что позволило ему получать самые разнообразные роли. В течение последующих пяти лет он снялся в ряде очень удачных картин, выведших его в ряд ведущих голливудских звезд. Это, прежде всего, фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы», в котором Рутгер Хауэр сыграл роль «белокурой бестии из будущего» Роя Батти. Замечательный фильм, ставший классикой научной фантастики, умело соединивший в себе элементы зрелищного боевика и философского фильма-размышления.
Не меньший успех принес Рутгеру Хауэру мистический триллер режиссера Роберта Хэрмона «Попутчик». При этом, надо сказать откровенно, сюжет картины был достаточно прост и предсказуем. Молодой водитель встречает странного, загадочного попутчика (Рутгер Хауэр), который будет издеваться над ним до конца картины. Очень скоро становится понятным, что страсти будут накаляться до тех пор, пока в финале жертва террора сам не убьет издевающегося над ним жестокого попутчика. Персонаж Рутгера Хауэра был явно «списан» с картин Пола Верховена. Тем не менее, именно «Попутчик» имел большой зрительский успех во всем мире. Да и в России он пользовался огромной популярностью, практически «открыв» нашему зрителю Рутгера Хауэра.
В 1987 году свой дебют в Голливуде намеревался осуществить и Пол Верховен. На одну из главных ролей в фантастическом боевике «Робот-полицейский» он собирался пригласить своего давнего знакомого Рутгера Хауэра. Не сложилось. Режиссер и актер поссорились и больше друг с другом не сотрудничали.
Тем временем, Голливуд продолжал использование внешней, фактурной стороны Рутгера Хауэра, тиражируя удачно найденный образ «антигероя»: Ник Рэндэлл («Взять живым или мертвым», 1987), Ник Паркер («Слепая ярость», 1990), Франк Варен («Обрученные смертью, 1991), Томас Бернс («Игра на выживание», 1993) и др.