Председатель жюри фестиваля «Зеркало» поведал местным журналистам о детстве, родственниках, режиссуре и непростом отношении к роли Волан-де-Морта
Председатель жюри V кинофестиваля «Зеркало» известный британский актер Рэйф Файнс неожиданно проявил внимание к местной прессе, проведя 25 мая небольшую полуформальную пресс-конференцию для представителей ряда ивановских печатных СМИ. Предлагаем избранные места из того, что прозвучало на этой встрече.
Об Иванове и кинофестивальном действе
К сожалению, у меня пока не было шанса прогуляться непосредственно по городу. Но я получаю огромное удовольствие от общения с другими членами жюри и Павлом Лунгиным. Мне не разрешено комментировать просмотренные нами фильмы и давать им какие-то оценки, однако могу сказать, что все увиденное – это большое, сильное кино. Опять же, крайне интересно сидеть в зале, когда возникает совершенно особое ощущение коллективного просмотра: вдруг сгущается тишина, и у зрителя с фильмом устанавливается внутренняя связь…
О режиссерском дебюте
Я давно вынашивал идею сделать этот фильм (речь идет о картине «Кориолан», снятой Файнсом по пьесе Шекспира и показанной в 2011 году на 61-м Берлинском МКФ – Ч.ru). Зародилась она 10 лет назад, когда я сыграл Кориолана на театральной сцене. Работа режиссера оказалась и пугающей, и вдохновляющей, и волнующей, и даже в чем-то трогательной. Однако самыми сложными на съемках стали дни, когда я был не только режиссером, но еще и сам играл главного героя Кориолана. В прочие же дни у меня как будто груз падал с плеч… Кстати, более всего мне пришлось поучиться искусству монтажа – для меня это было совсем в новинку.
При этом мне очень повезло со сценаристом (Джон Логан – Ч.ru). Вообще, играя до этого у разных режиссеров, я знал, что главное при съемках фильма – собрать вокруг себя хорошую дружную «семью» – актеров, операторов, осветителей… Думаю, мне это удалось.
О родственных чувствах
У меня две сестры и обе – режиссеры. (Напомним, что, скажем, именно сестра Рэйфа Марта Файнс сняла его в роли Евгения Онегина в одноименном фильме, а София Файнс лет пять назад «нашумела» своим фильмом «Гид киноизвращенца» – Ч.ru). И хотя у меня еще есть и братья, именно мнением сестер я дорожу в особенной степени. Причем я всячески приветствую и критику с их стороны. Например, именно Софии я первой показал изначальную еще очень сырую версию «Кориолана»…
О любимых ролях и Волан-де-Морте
Не могу сказать, что у меня есть какая-то одна любимая роль среди тех, которые мне посчастливилось сыграть. Я с удовольствием снимался и в «Пауке» Кроненберга, и в «Преданном садовнике», и в роли киллера в черной комедии «Залечь на дно в Брюгге»…
Когда же меня спрашивают, не огорчаюсь ли я, что при всей моей фильмографии молодое поколение знает меня в основном по роли Волан-де-Морта в «Гарри Поттере», то я и тут стараюсь найти некоторые плюсы.
Во-первых, роль Волан-де-Морта тоже не проста: ведь это чистое, воплощенное зло. Согласитесь, сыграть такое сложно (смеется).
Во-вторых, уже раньше бывало, что, например, после выхода романтической комедии «Горничная с Манхеттена», где я играл с Дженифер Лопес и в которой чувствовал себя не очень уютно, на мой спектакль – мрачную пьесу Ибсена – неожиданно стали приходить молоденькие девушки, поклонницы «Горничной…». Возможно, и моя игра в «Гарри Поттере» впоследствии сослужит не менее хорошую службу. Быть может, я таким образом создаю новую аудиторию для серьезного искусства! (смеется).
О сбыче детских мечт
Вообще, это крайне сложный вопрос для любого человека – кем стать в жизни, и для меня он был довольно болезненным. Будучи еще совсем маленьким, я по какой-то странной причине мечтал служить в армии.
Однако уже юношей попал в школу искусств и, позанимавшись какое-то время там, начал понимать, что хочу стать актером.
Почему-то так получается, что молодых людей на актерство часто вдохновляет фигура Лоуренса Оливье. Когда я был ребенком, моя мама познакомила меня с этим знаменитым актером. И позже я не раз вспоминал эту встречу. Так что, думаю, романтический образ Лоуренса Оливье в какой-то степени повлиял и на мой жизненный выбор.
О проблеме экранизации
Следует всегда по-своему трактовать классические тексты. Если уж на то пошло, то мы не знаем точно, как выглядели постановки Шекспира в его время. Главное понимать, что мы снимаем фильм по той или иной книге не просто так, а потому что хотим сказать нечто важное и актуальное современному зрителю. Для этого необходимо, чтобы между фильмом и зрителем образовалась внутренняя связь. Я, например, прекрасно понимал, как рискую, экранизируя шекспировского «Кориолана» и перенося ее действие в современность. Впрочем, при этом текст пьесы я оставил без каких-либо изменений: мне показалось, что, будучи изначально столь живым и экспрессивным, он не нуждается в каком-либо переиначивании.
О русской культуре
Я всегда очень нервничаю, когда мне задают вопрос о моей любви к русской культуре. Может создаться впечатление, что я – ее знаток. Однако хотя у меня, действительно, есть большой интерес к русскому кино, литературе, большим знатоком меня сложно назвать. Более того, во многих вопросах тут я абсолютный невежа!
О профессиональном и человеческом везении
Все слышали ужастики о том, что творится порой на съемочных площадках, когда все ругаются, кричат друг на друга, или когда герой и героиня, которые должны играть любовников, на самом деле друг друга просто ненавидят. Постучу по дереву: возможно, мне просто повезло, но таких сильных антипатий в моей работе не бывало.
Был, правда, случай, когда мы только сняли «Онегина» и показали с сестрой подборку несмонтированных сцен американскому продюсеру. Ясно, что судить по ней о фильме было сложно… Так вот, посмотрев эту нарезку, она говорит: «Знаете, у нас большие проблемы с этим фильмом». «Какие?», -спрашиваю. «Вы очень плохо играете!», – слышу в ответ.
Но и на нее я не в слишком большой обиде: мы периодически видимся по сей день ….
О «Списке Шиндлера» и архетипах
В сценарии «Списка Шиндлера» есть момент, когда Шиндлер говорит моему герою, офицеру СС Амону Гету: «А вы пробовали не убивать людей?». Но дело в том, что Гет с самого начала просто человек. И фильм начинается с того, что Гет вполне по-деловому обсуждает создание своего лагеря смерти, как будто речь идет об обычном бизнесе, логистике и проч. Проблема холокоста в том и заключается, что мы не понимаем очевидного: те, кто его совершил, такие же живые обычные люди, как мы. И, значит, это есть внутри и у нас.
О грузе известности
Известность – одновременно и награда, и подарок, и наказание. Иногда я воспринимаю это так: что ж, прекрасно, что люди знают о моей работе! Как говорил один из моих преподавателей, ты играешь, потому что хочешь, чтобы люди на тебя смотрели. Актерство – это такой способ получения внимания в какой-то степени. Но в итоге люди начинают говорить: «Вы хотели внимания, и вы его получили, Однако как только появляется негативная реакция на то, что вы делаете, вам это уже, видите ли, не нравится». В этом есть своя правда. А с другой стороны, вторжение постороннего внимания, прессы порой бывает настолько грубым и резким – например, у нас в Англии, где на этом специализируется целый «класс» журналистов – что известность уже превращается в проклятье…
С полной версией того, о чем эксклюзивно поведал журналистам Рэйф Файнс, можно будет ознакомиться в ближайшем номере газеты
«Частник-Среда».
МКФ "Зеркало", Рейф Файнс