Стремление к совершенству.
Первый опыт Селтона в кинематографе не был одним из лучших. В 1990 году, когда ему было только 17 лет, у него была небольшая роль в фильме "Uma Escola Atrapalxada" c Ангеликой и Трапалхоесом в главных ролях. И лишь четыре года спустя актер пришел в согласие с седьмым видом искусства, снявшись в фильме "Lamarca" режиссера Серхио Резенде. Роль была маленькой, но она позволила получить приглашение сыграть в "Gerra a de Canudos" того же режиссера. Он сыграл роль лейтенанта, испытывавшего страсть к певичке, героине Клаудии Абреу. "Он был великолепен. В начале фильма лейтенант Луис был типичным представителем золотой молодежи, а закончил фильм как пьющий человек с оружием", - вспоминает Селтон. Вскоре после этого, Селтона пригласил режиссер Бруно Баррето для роли экс-семинариста, участвующего в вооруженном восстании в фильме "O Ce e Isso, Companheiro". В фильме он играл со своими любимыми актерами Педро Кардоссо и Фернандой Торрес.
Однако лучшая его роль была еще впереди. По мнению самого Селтона, лучшую свою роль он сыграл в фильме "Lavoura Arcaica" Луиза Фернандо Кавальо по книге Рудиана Нассара. Благодаря ей, Селтон сыскал любовь зрителей так же, как и на съемках "O Auto da Compadecida". "1998 год был вехой. Для меня это была Голгофа", - говорит он. По правде говоря, Голгофа - это мягко сказано, если речь идет об определении сюжета "Lavoura Arcaica". Cелтон сыграл роль Андреса - ливанского диссидента, которому пришлось убежать из города, где он родился и где возникла его страсть к собственной сестре. Он вернулся пьяным, избил свою семью и изнасиловал собственную сестру. Чтобы сыграть эту роль, Селтону пришлось похудеть на 20 кг. Он нарастил мускулатуру, принимал диуретики и сел на специальную диету - питался супами. Результат можно увидеть в кинотеатрах в нынешнем году. "Я не свалился только потому, что меня повсюду сопровождали врачи. Но этого того стоило. Это моя лучшая работа", - утверждает Селтон.
Селтон обычно говорит, что его работой двигает страсть. Если он не ассоциирует себя с определенной ролью или убежден, что та или иная работа ничего не прибавит к его карьере, он просто отказывается от нее. Селтон утверждает, что в свои 28 лет за 17-летнюю профессиональную карьеру он ни разу не снимался в новелле только для того, чтобы выполнить условия контракта. Именно из-за этого актер отказался уже от 4 предложенных ролей после новеллы "A Indomada". Одной из них была роль святого Фрея Малтуса в минисериале "Неукротимая Хильда" (в итоге Малтуса блестяще сыграл Родриго Санторо). "Эта роль полностью разрушила бы то, чего я достиг, сыграв Эмануэля", - оправдывается Селтон.
Он не скрывает той нежности, которую испытывает к своему персонажу, созданному Агинальдо Силвой. Роль Эмануэля Фарука в "A Indomada" ознаменовала собой переходный этап в его карьере. Однако решение сниматься или не сниматься в новелле Селтон принимает под влиянием сиюминутного порыва. Так, после 15-ти лет сотрудничества с ГЛОБО актер вернулся к работе с Жилберту Брагой в новелле "Власть Желания". Однажды они уже работали вместе в "Corpo a Corpo", сериале, который и сделал Селтона звездой в 1984 году. "Одного этого уже было бы достаточно, чтобы я согласился. Я чувствую, что круг замкнулся", - анализирует актер.
Во "Власти Желания" Селтон сыграл роль отвергнутого Абелярдо, младшего сына барона Энрике Собрала, всеми силами пытающегося стать любимчиком отца. Не случайно, роль Абелярдо Собрала пополнила коллекцию персонажей-аутсайдеров, собранную Селтоном. Несмотря на внешность героя-любовника, у него неистребимая тяга к сложным характерам, таким, как его Витор Веласкес из "Тропиканки" или Шику из "O Auto da Compadecida". Как будто этого было не достаточно: к этим образам он добавил роль Мика - главного героя пьесы "O Zelador" ("Смотритель") английского драматурга Гарольда Пинтера, которая стала его дебютом в качестве театрального постановщика. "Я предпочитаю персонажей с непростым характером, потому что, играя их, у меня больше возможностей проявить свое актерское мастерство", - говорит Селтон.
Вы отказались от 4 ролей после роли Эмануэля в "A Indomada", что же заставило Вас согласиться на роль Абелярдо во "Власти желания"?
Селтон: Персонаж Абелярдо мне очень понравился, так как он дал мне возможность хорошо сделать свою работу. Характер Абелярдо изменился в худшую сторону, когда он узнал, что он сын Ижино Вентуры, человека, которого он всегда ненавидел. Кроме того, автор новеллы - Жилберту Брага. Мы работали вместе в 1984 году в новелле "Corpo a Corpo". Тогда мне было 12 лет. С тех пор прошло 15 лет, и я больше не работал с Жилберту. Одно это могло заставить меня совершить такой шаг.
Почему Вы предпочитаете играть таких аутсайдеров как Эмануэль, Витор, Шику и Абелярдо?
С.: По правде говоря, это не склонность, а естественное следствие моей работы. В общем, режиссеры сами приглашают меня на этот тип ролей. Когда они набирали актеров на роли во "Власти Желания", они даже и не подумали обо мне как об исполнителе роли Инасио. Скоро они начнут думать, что я должен играть Абелярдо всю жизнь. Лично я нахожу это превосходным. Сегодня я благодарю их за то, что мне давали именно эти роли. Сложные характеры более интересны. Если они начнут думать обо мне, как о человеке, играющем другой тип ролей, то это будет признание того, что я сделал шаг назад. Они привыкли ко мне в качестве "плохого".
Были ли у Вас какие-нибудь опасения касательно роли?
С.: Самым большим сомнением была деликатность Абелярдо. Играя этого персонажа, мне приходилось больше заботиться о том, чтобы сыграть нелюбимого сына Энрике Собрала, а не человека, который все время пытается быть таким же хорошим, как его старший брат Инасио. Эта его деликатность приносила мне больше всего беспокойства. Мне хотелось сделать "конфетку" из персонажа Абелярдо. Кроме того, мне приходилось очень много тренироваться ездить верхом. Для этого требовалось более близкое общение с животными. Это очень хорошо. В конце концов, у меня не было такого большого опыта. Единственный опыт сводился к нескольким залезаниям на спины лошадей на фазенде моего отца в детстве.
Можете ли Вы сказать, что Вам ближе - играть натуралистические типы персонажей или какие-то другие?
С.: Я не провожу различий между одним персонажем и другими. Наоборот. Мне нравится экспериментировать с различными текстами, драматическими возможностями. В минисериале "O auto da Compadecida", например, мне предложили возможность сыграть фарсовый и истерический характер. Это было то, что я никогда до этого не делал. С другой стороны, в очень тяжелом фильме "Lavoura Arcaica" Луиза Фернандо Кавальо мне пришлось сыграть насыщенный драматически сильный персонаж. Роль Абелярдо была более содержательна и в большей степени потребовала деликатности. Мне нравится играть различные роли.
Из тех ролей, от которых Вы отказались после "A Indomada" была роль Фрея Малтуса в "Неукротимой Хильде". Вы не сожалеете?
С.: Нет. Если бы я согласился на эту роль, мне пришлось бы вносить поправки в работу над другой ролью. Я только закончил работу над ролью в "A Indomada" и был полностью истощен. Эмануэль был сложным персонажем, а сама новелла состояла из 200 с лишним серий. Если бы я принял предложение сниматься в "Неукротимой Хильде", я бы не смог сыграть Эмануэля хорошо. Потом, мне нужно было время, чтобы прийти в себя. Помимо этого, я тогда уже определился с участием в "Lavoura Arcaica". И это не говоря уже о том, что Родриго Санторо прекрасно справился с ролью Малтуса.
Каково это - в первый раз играть в костюмированной новелле?
С.: В 1986 году я играл небольшую роль в новелле "Синьорите", но я не прочувствовал этого. Основная трудность - нужно много путешествовать. Съемочной группе приходилось снимать в местах, далеких от цивилизации. Кроме того, много сцен снимается в каретах. Ну, знаете, как это происходит - лошадь бежит в одну сторону, карета едет в другую. Кроме того, там очень жарко. Трудности очень большие. Но прелесть такой новеллы заключается в том, что она далека от настоящего.
Тем не менее, новелла "Власть желания" не достигла желаемых рейтингов. Почему, как Вы считаете?
С.: Вот уже 15 лет костюмированные новеллы имеют неизменный успех среди "шестичасовых" новелл. Из-за кризиса, который потряс Бразилию, женщины сейчас более задействованы на рынке труда, чем раньше. Теперь они не находятся у телевизора в шесть часов. Сильно развивается кабельное телевиденье, переезд в большие города. Все это вместе взятое усложняет просмотр новелл. Я не знаю, что следует делать, но я считаю сериал превосходным. Сюжет хорош. Состав актеров - тоже. Если бы результат не удовлетворял ГЛОБО, они бы пересмотрели сетку шестичасовых новелл. А если бы они поставили сериал на восемь часов вечера, то результаты были бы совершенно другими.
Вас считают одним из лучших актеров своего поколения. Вы с этим согласны?
С.: По правде говоря, я считаю себя счастливчиком. С тех пор, как я сыграл в "Pedra sobre Pedra" режиссеры неизменно предлагают мне роли. Благодаря этому, у меня был шанс продемонстрировать зрителям, что я могу играть различные типы ролей, начиная с истеричного Шики из "O Auto da Compadecida" и заканчивая более содержательным Абелярдо из "Власти желания". Эмануль, например, был переходным этапом в моей карьере. Благодаря этому персонажу, я завоевал признание детей и людей более старшего возраста. Он был замечательным. Я горжусь тем, что меня называют одним из талантливейших. Из-за этого меня продолжают приглашать на хорошие роли.
Каков критерий, по которому Вы определяете, играть или нет определенную роль? С.: Основным критерием является страсть. Я со страстностью отношусь к тому, что делаю. Я могу позволить себе роскошь выбирать роли. Я выбираю все, что могу делать со страстью. Персонаж может быть хорош, но если я не чувствую страсти, я не буду с ним работать. Или если новелла обещает быть превосходной, но я не чувствую ничего к персонажу…Я не принимаю предложения только для того, чтобы выполнить условия контракта или что-то похожее. Я только тогда могу работать хорошо, когда вижу, что данная конкретная роль может заставить аудиторию смеяться или может что-то затронуть в их душе. Так как я работаю для кого-то, я рассчитываю на то, что могу затронуть их в какой-либо форме. Не важно в какой.
Этот процесс отбора никогда не вызывал отрицательной реакции со стороны ГЛОБО?
С.: Нет. Они всегда относились ко мне с уважением. Они знают, что со своей стороны я отношусь к телевидению с не меньшим уважением, чем к кино или театру. В одном интервью Пауло Жозе сказал, что играл своего Орестоса из "Во имя любви" с той же отдачей, с какой сыграл бы Короля Лир Шекспира. Это в точности так. Они понимают, что люди не могут сыграть хорошо, будучи истощены. Если я не закончу одну работу или сделаю ее плохо, это не будет хорошо ни для кого. Они также знают, что если я что-то делаю, то делаю это со страстью. Так было с "O Auto da Compadecida", со "Властью желания", так и будет дальше. Это для тех и других, кто считает меня лицом привилегированным.
Источник