«Во все тяжкие»: вместо эпилога
ВНИМАНИЕ!!! ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!!!
Начнем с банальной фразы, с которой, впрочем, трудно поспорить: вот и подошел к концу 4-й сезон сериала Breaking Bad («Во все тяжкие»). А что самое главное для хорошего финала? Чтобы зритель захотел еще. У Винса Гиллигана с этим никогда не было проблем: чувство недосказанности в его шоу преследует постоянно, и даже последняя серия еще ни разу не давала всех ответов на вопросы. Так было с самого первого сезона, и так случилось и на этот раз. Каким-то невероятным образом у создателей «Во все тяжкие» получается запутывать этот клубок из персонажей и их историй, каждая из которых играет свою роль в этом повествовании. Причем, даже самая неприметная на первый взгляд деталь в итоге может оказаться решающей.
Да, как верно подметил Антон Павлович Чехов, если на сцене появляется ружье, то оно должно обязательно выстрелить. В нашем случае в роли ружья выступает Тио Саламанка (Марк Марголис). Беспомощный старик с неприглядным прошлым, который может двигать только пальцем, губами и бровями (причем делает это без преувеличения гениально), решает судьбу всех главных героев. Маленький горшочек во дворе у Уолтера (Брайан Крэнстон) наводит его на мысль о том, как разрулить всю ситуацию, а Густаво Фринг (Джанкарло Эспозито) впервые за свою долгую жизнь идет на поводу у своей ненависти, что и губит его.
С каждым новым сезоном, а то и с каждой новой серией, персонажи сериала преподносят нам все новые и новые сюрпризы. Вспомните хотя бы, каким был Уолт в самом начале — жалкий, трусливый, неуверенный в себе. Но при всем это бесконечно положительный, даже при том, что дело его не очень вяжется с нормами Уголовного кодекса. Но постепенно он начинает превращаться в свое альтер-эго — Хайзенберга, неуловимого варщика мета, без страха и упрека. И уже черт разберет — положительный он, или нет. По крайней мере, у него уже не возникает никаких сомнений по поводу того, убить кого-то или нет — если он мешает, значит, нужно убрать эту помеху с пути. Усугубляет ситуацию еще и то, что теперь для Уолта совершенно неважно кто перед ним — глава местной мафии, наркокартель, или… ребенок. Решения, которые он принимал раньше, были оправданными и не вызывали никаких сомнений. Теперь же, а особенно после того, как он узнал, что рак ушел, уже непонятно, за что он борется — за семью, за себя, или просто за какой-то вид американской мечты.
В совершенно противоположном направлении начал двигаться Джесси Пинкман (Аарон Пол). Из оборванца и оторвыша, каким он был в первых эпизодах, он вырос в надежного парня с целым набором ценностей, которыми он раньше пренебрегал. Плюс — справился со своими зависимостями. Минус — пора бы уже избавиться от своего страшного сленга, который с каждым разом все труднее понимать.
Как это ни странно, получается, что единственным пострадавшим во всей этой идиллии является Густаво Фринг. Он много-много лет выстраивал свою империю, работал тихо, не привлекал ни чьего внимания, даже иногда приносил пользу обществу. Да, деньги он зарабатывал не совсем обычным способом, но почему-то из всех персонажей сериала он был страшен ровно настолько, насколько симпатичен. А в итоге, связавшись с парочкой Уайт — Пинкман, он сам себе подписал смертный приговор и умер самой эффектной смертью на телевидении за долгие годы. Причем не потерял лица даже перед смертью — вышел в коридор, и перед тем, как рухнуть замертво, поправил галстук. Что, интересно, проносилось в те секунды в его голове? Ветер?..
В любом случае, мистер Уайт победил. И уже совсем другое дело, какой ценой далась ему эта победа. Его последний диалог с Джесси наводит на мысли о том, что в пятом сезоне у них снова все будет не очень гладко, особенно если Пинкман таки догадается, откуда взялись ландыши. А он, скорее всего, догадается.
О чем следует еще поразмышлять перед пятым сезоном: на кого будут работать наши химики, и куда девался Майк (Джонатан Бэнкс), главный помощник Гуса. Неужели он все это так оставит?