29.04.2012 14:07
Бенедикт Камбербэтч: от роли к роли, от «Шерлока» к «Звездному пути»
Благодаря повышенной словоохотливости исполнителя роли таинственного злодея в новом «Звездном пути» — Бенедикта Камбербэтча — The New York Times удалось сделать с ним внушительное интервью помимо рассказа о необычных смотринах для «Стар Трека».
Дэвид Ицкофф
Можно ли доверять человеку тайну, если он с легкостью разбалтывает самый простой способ, как добыть у него секретные данные? На легкомысленную просьбу рассказать что-нибудь об одном из своих проектов, о которых ему нельзя говорить, Камбербэтч дает не менее игривый ответ.
«Вы можете всадить мне нож в бедро, но я ничего не скажу», — он произнес это несколько недель назад, отдыхая возле дома в Венеции (Калифорния), где он сейчас временно живет. И тут же добавил: «Но схватите меня за волосы — и я на коленях буду умолять о пощаде. У меня очень чувствительная кожа головы».
Тем не менее в этой голове хранятся многочисленные детали касательно его работы и о которых он должен молчать. Совсем немного он может рассказать о своей двойной роли Некроманта и говорящего дракона в фильме Питера Джексона «Хоббит» и еще меньше — об участии в сиквеле «Звездного пути» Джей Джей Абрамса («Я буду вас совершенно бессовестно дразнить», — говорит он скорее радостно, чем виновато).
Что Бенедикт может подтвердить, так это то, что его последние, весьма впечатляющие по статусу, роли стали возможны благодаря успеху телесериала Sherlock («Шерлок»), где он играет хладнокровного, современного и безусловно гениального Шерлока Холмса. Который возвращается во втором сезоне на телеэкраны США в мае благодаря каналу PBS.
В Великобритании, где «Шерлок» был показан на BBC One в первые дни января, сериал оставил миллионы фанатов в состоянии, близком к помешательству, из-за хитроумного и интригующего финала шоу. И превратил Бенедикта Камбербэтча (который уже знает разгадку) из признанного заслуженного актера в суперзвезду. И он не скрывает своих ожиданий, что второй сезон также будет невероятно успешным на родине сериалов Mad Men («Безумцы») и Modern Family («Американская семейка»).
«Я действительно очень надеюсь, что Америка подсядет на сериал, — говорит он. — Да, успех был, «Шерлок» стал культовым, но мне хочется, чтобы признание стало массовым. Потому что он этого достоин».
Стройный и подтянутый, Камбербэтч обладает пронзительным взглядом и впечатляюще-зловещим голосом Холмса, но он более дружелюбен и менее почтителен. Он признается, что любит потрепаться и безжалостно пародировать других. В течение часа он успел изобразить пронзительноголосую восторженную калифорнийку, шотландскую картавость своего друга и коллеги Джеймса Макэвоя, синтезированную речь Стивена Хокинга, которого он играл в британском сериале, и, наконец, резкий гнусавый выговор Джей Джей Абрамса и Стивена Спилберга (у последнего он снимался в «Боевой конь»).
Почти также бессистемно актер провел последние полтора года, хаотично перемещаясь от одной роли к другой. Вслед за театральными постановками «После танца» и «Франкенштейн» (за которого он вместе с Джонни Ли Миллером получил престижную награду «Оливье» в этом месяце) он снялся в телеадаптации Тома Стоппарда «Конец парада», ожидаемой осенью. И разумеется, в кино: «Хоббит», «Шпион, выйди вон!», «Боевом коне».
А в декабре 2011 раздался звонок — это был Джей Джей Абрамс, предложивший актеру прослушивание на роль «не очень хорошего парня» в своем проекте. Впоследствии Абрамс, посмотревший запись, сделанную Камбербэтчем, и утвердивший его на роль злодея, написал актеру в письме, что «это была одна из самых убедительных кинопроб, что он видел».
Разумеется, режиссер уже был знаком с работой Бенедикта по «Шерлоку», второй сезон которого привлек около 10 млн зрителей в Великобритании ( к примеру, в Америке первые эпизоды сериала собирали примерно по 4,6 млн поклонников у экранов). В прошедший вторник Бенедикт Камбербэтч был назван в числе номинантов премии BAFTA (лучшая мужская роль, сериал «Шерлок»).
Стивен Моффат, телевизионный продюсер и один из авторов «Шерлока» (вместе с Марк Гэтиссом), решил пригласить Камбербэтча на главную роль в своем проекте, увидев его блестящее и пугающее исполнение неприятного персонажа в «Искуплении».
«Он выглядит необычно, — замечает Моффат, который также продюсирует сериал Doctor Who («Доктор Кто». — У него интеллектуальный тип обаяния. Руководствуясь общепринятыми нормами, его сложно назвать красавцем, но на экране он потрясающе харизматичен». Этот актер, добавляет он, «никогда не будет играть обычных людей». Моффат — который не рассматривал ни одной кандидатуры на титульную роль в «Шерлоке», кроме Камбербэтча, — говорит, что увидел в нем идеального Холмса и кроме того профессионала, готового к работе над собой.
«Мальчики любят играть героев, — продолжает Моффат, — ты надеваешь пальто, расхаживаешь с важным видом, и девочки думают, что это сексуально. Играя Стивена Хокинга, можно добиться многого, но точно не такого результата».
Бенедикт тоже понял, что роль Шерлока из тех, что может вывести его туда, где он еще не был. «Я понял, что это персонаж поможет развитию моей карьеры, — говорит он, — и думал, что готов к этому».
Но пристальное внимание толпы, возрастающее со скоростью, с какой растет его слава, заставило Камбербэтча думать иначе. Его домашний адрес в Лондоне стал известен широкой публике, как только он подал заявку о расширении жилплощади. Его разрыв с девушкой, с которой он встречался с университетских времен, активно освещается в таблоидах.
Камбербэтч говорит, что с тех пор, как он переехал в Калифорнию для работы над «Стар Треком», он получил «невероятный отклик в блогосфере, где обсуждают мою продажность Голливуду, что я встречаюсь с моделью и постепенно превращаюсь в ходячий стереотип. Это мило». Он также открыл для себя сайт, где его мимика из «Шерлока» сопоставляется с мимикой выдры. Бенедикт назвал эти кадры «гениальными» и «фантастическими».
Джеймс Макэвой, который знаком с Камбербэтчем со съемок «Искупления» и сериала Starter to 10 («Попасть в десятку»), сказал, что для него лично тяжелее всего было не вездесущее присутствие любопытных фанатов или папарацци, а собственные обязательства и стремление соответствовать ожиданиям коллег по цеху.
Кроме того, он заметил, что Камбербэтч уже сыграл ряд весьма завидных ролей и «занимает такое положение в профессиональной среде, ради которого другие пожертвовали бы конечностью, так что, полагаю, он знаком с такого рода вниманием».
Второй сезон «Шерлока», в котором действие перенесено в XXI век, покажет, тем не менее, три самые классические истории: «Скандал в Богемии», «Собаку Баскервилей» и «Последнее дело Холмса».
Вместе с доктором Ватсоном (Мартин Фриман) Холмс столкнется со своим заклятым врагом, Джеймсом Мориарти (Эндрю Скотт), и повстречает загадочную Ирэн Адлер (Лара Пульвер), которой удастся пробить его хладнокровную броню и вызвать подобие теплых чувств.
«Ум — вот что обладает наибольшей притягательностью, и об этом наша серия, — говорит Лара Пульвер. — В противном случае это были бы просто два человека, которые в буквальном смысле хотят сорвать друг с друга одежду, а такое мы видели уже много раз».
Хотя его Холмс определенно не владеет в полной мере социальными навыками, Бенедикт Камбербэтч не согласен с устоявшимся мнением, что у героя синдром Аспергера.
«Он высокофункциональный социопат, — говорит Камбербэтч. — Да, он пренебрегает обычными нормами поведения, поскольку экономит усилия и время, предпочитая перейти сразу к делу. Он просто хочет, чтобы все шло быстрее, лучше и безупречнее».
Кое в чем он похож на своего Холмса. И вспоминает случай с «Золотым глобусом», когда исполнительный продюсер PBS Masterpiece Ребекка Итон подкалывала его, поскольку трофей только что достался сериалу Downton Abbey («Аббатство Даунтон»).
«Я просто посмотрел на нее и сказал: "Уйди, женщина. И возвращайся, когда на нем [на статуэтке] будет написано 'Шерлок', или 'Стивен Моффат', или мое имя — в любом случае, что-то более стоящее, чем второй сезон 'Аббатства Даунтон'"».
И тут Камбербэтч умолкает, демонстрируя такт, с которым не знаком его Холмс, и не произносит больше ни слова в адрес конкурирующего сериала.
«Я знаю слишком много людей, которые в нем заняты, — говорит он. — Могу сказать, что первый сезон был хорош. И это все, что я скажу».
Рубрика: Интервью