Интервью с Бенедиктом и Томом Стоппардом в The Independent:
2 ЧАСТЬ «Конец парада»: сериал, бросающий вызов «Даунтону»
Бенедикт Камбербэтч яростно прокручивает текст на своем айфоне, пытаясь найти цитату, которая, по его мнению, характеризует его персонаж Кристофера Титдженса, героя грядущей исторической драмы BBC2 «Конец парада». Четыре романа Форда Мэдокса Форда были написаны в период с 1924 по 1928 год и адаптированы для телевидения сэром Томом Стоппардом.
«Все сценарии, которые мне присылают, есть у меня на телефоне, – рассеянно говорит Камбербэтч, сделав краткую паузу для того, чтобы пожать руки. – Во второй серии есть чудесный момент, когда Валентина (его любовница) спрашивает: ‘Почему ты ненавидишь свою страну?’, и он говорит: ‘Это не так. Я люблю каждое поле, каждую изгородь. Но я ненавижу то, что сделали с этой страной – ее отдали на откуп ростовщикам’. И дальше он определяет свою версию консерватизма, что на самом деле феодализм».
Все это излагается потоком, знакомым каждому, кто знает Камбербэтча и его беспокойный неутомимый ум – хотя сравнения с его самым известным созданием, Шерлоком Холмсом BBC, не приветствуются. «Из-за того, что я много говорю, вероятно, из-за того, что я нервничаю, мне приписывают такой же характер», – говорит он.
«Конец парада» рассказывает о Титдженсе, «последнем тори», блестящем правительственном статистике. Он происходит из богатой эдвардианской семьи землевладельцев и женат на легкомысленной и неверной светской даме Сильвии (Ребекка Холл). Несмотря на публичное унижение, он отказывается с ней развестись из-за того, что он называет своим «парадом» – это устаревший этический кодекс, которой подвергается испытанию массовой бойней Первой мировой войны, и затем растущей любовью Титдженса к молодой суфражистке Валентине (ее играет австралийская молодая актриса Аделаида Клеменс). Это путешествие, говорит Камбербэтч, от романтизма до модернизма.
Пять часовых серий блестяще сняты режиссером Сюзанной Уайт («Холодный дом», «Поколение убийц») с отсылками к таким модернистским направления в искусстве, как вортицизм и кубизм. Но изображая жизнь той же аристократической касты поздней эдвардианской эпохи во время Первой мировой войны и дальше в 1920-х годах, не заслужит ли «Конец парада» определение «‘Аббатство Даунтон’ для умных»? «Я думаю, это грубый ярлык для сериала, – говорит Камбербэтч. – Я не принижаю то, что вы говорите, но любые сравнения опасны». Однако, не называя имен, позже он говорит, что «Конец парада» не будет «каким-нибудь дерьмовым легкоусваиваемым молочным шоколадом в воскресный вечер… это будет тяжелая работа, но она принесет дивиденды, если вы продолжите смотреть».
Том Стоппард, который в последний раз писал для BBC в 1979 году, начал работу над экранизацией четыре года назад, задолго до того, как «Аббатство Даунтон» соблазнило мир, и до того, что Стоппард называет «нынешним праздником аристократического шика». «Я был в теме до того, как услышал об ‘Аббатстве Даунтон’ и решил его не смотреть, – говорит он, прежде чем добавить: – Великие умы мыслят одинаково».
«Я помню, как-то друг рассказал мне, что был на обеде в одном величественном доме, и сказал хозяину: ‘Ваш дворецкий очень впечатляет’. Хозяин ответил: ‘Да нет, чатни у него покупной’. Я вставил это в ‘Конец парада’, а потом мне кто-то сказал, что Мэгги Смит говорит что-то похожее в ‘Аббатстве Даунтон’ (на самом деле это было в сценарии Джулиана Феллоуза фильма Роберта Олтмана ‘Госфорд-парк’ – там персонаж Мэгги Смит говорит: ‘Покупной джем… как малодушно’. В общем, я позвонил Джулиану Феллоузу, и он сказал: ‘О, да просто продолжайте, не волнуйтесь об этом’ – так что я убрал эти слова, а потом вставил их обратно. В конце концов, сходства между этими двумя разными драмами гораздо, гораздо менее значительны, чем различия».
В самом деле, крайне маловероятно, что тонкие моральные неоднозначности и сложные исторические метафоры «Конца парада» привлекут массового зрителя, который поглощает нескрываемо мыльное «Аббатство Даунтон». «Это более амбициозный сериал, – соглашается Стоппард, который писал сценарий 15 месяцев, – впервые прочитав книги, по его словам, в явно нелепом антураже пляжа Капакабана в Рио. – Это один из ключевых романов модернизма. То было время, когда были опубликованы «Бесплодная земля» и «Улисс». Он никогда не имел огромного успеха, но я встретил несколько человек, которые говорили: ‘О, вы снимаете ‘Конец парада’ – это мой любимый роман’.
Должен сказать, что очень полюбил эту работу, – продолжает он. – Форд писал в то время, когда его интересовали эксперименты – он помещает вас внутрь человеческой головы, и иногда человек не держит голову прямо, и вы должны искать путь в лабиринте его мыслей. Несколько дней назад у меня был разговор о ‘Великом Гэтсби’ – фильмах и романе. Я думаю, что ‘Великий Гэтсби’ – великий роман, но как вы передадите его величие в сценарии?»
Экранизации в последнее время у Стоппарда на уме, так как он одновременно писал сценарий для фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли, который скоро выходит на экраны. На самом деле, во время нашего интервью ему позвонил Джо Райт, режиссер «Анны Карениной». «У этих проектов были практически одновременные графики съемок, – говорит Стоппард. – Если мне звонили насчет ‘Конца парада’, когда я разговаривал с Джо, я говорил: ‘Мне ужасно жаль, это моя любовница’, а когда я разговаривал с Сюзанной (Уайт) и звонил Джо, я говорил: ‘Извини, Сюзанна, я должен поговорить с моей любовницей’. Они оба думали, что состоят со мной в браке».
Стоппард и Уайт думали о Камбербэтче с самого начала. Однако, это было еще до того, как «Шерлок» прославил его имя во всем мире, половина 12-миллионного бюджета «Конца парада» поступала от HBO, и американцы сомневались. «Нам он был хорошо известен, – говорит Стоппард. – Я видел Бенедикта на сцене Алмейды и других театров, и я знал, что он чертовски хорош, но он никоим образом не был звездой. ‘Шерлок’ случился, когда мы пытались все утрясти, и очень помог».
Настойчивые и почти пугающие обхаживания Стоппардом своего ведущего актера начались во время визита на съемочную площадку «Боевого коня». «Том все смотрел на меня искоса и говорил: ‘У тебя был такой чудесный, выдающийся год, Бенедикт’, – говорит Камбербэтч. – Это было мило, но разговор получался слегка странным, и позже он признался, что испытывал большие муки, так как хотел предложить мне роль прямо там.
Странная вещь, но я не мог отделаться от определенных вещей. Кристофер – крупный мужчина, и поначалу меня это очень отвлекало. Я хотел, чтобы он был толще и круглее; я думал о молодой версии Майкла Гэмбона или – осмелюсь сказать – о Мэтью Макфэйдене. Я говорил это раньше – он собирается побить меня, когда увидит в следующий раз.
Я гибкий и до мозга костей изношен ‘Франкенштейном’ (в Национальном театре). А потом еще ‘Шерлок’, я снова должен был быть тонким, как гончая, ел рисовые лепешки, много бегал и плавал. Мне пришлось надевать утолщающий костюм и носить вставки для щек [для ‘Конца парада’]. Я хотел, чтобы мы зашли еще дальше, но мне не дали разойтись на всю катушку, потому что хотели очаровашку. Он должен быть сексуально привлекательным, потому что иначе почему в него влюбился кто-то такой красивый, как Валентина?»
В конце концов, Камбербэтч визуализировал себя в этой роли с помощью мэра Лондона. «Я увидел его как Бориса Джонсона для начала, – говорит он. – Очень умный, но несколько нескладный клоун».
Хочет ли он сейчас разнообразия, интересуюсь я, после всех этих персонажей с острым умом, которых он продолжает играть? «Я хотел бы сняться в комедии-безделушке, где просто напиваюсь в дупель», – признается он. На самом деле, «Конец парада» и новый сезон «Шерлока», съемки которого начинаются в январе, могут стать последними телевизионными ролями Камбербэтча.
Он играет Хана, обязательного британского злодея в новом «Звездном пути», вместе с Брэдом Питтом участвует в новой постановке Стива Маккуина «12 лет рабства» об образованном чернокожем нью-йоркце 19 века (Чиветел Эджофор), который провел более 10 лет на хлопковой плантации в Луизиане после того, как его похитили, и эти роли раздразнили аппетит Камбербэтча в отношении большого кино.
«Я сейчас играю в по-настоящему большую игру, – говорит он. – Я прихожу на студии, встречаюсь с директорами и продюсерами и спрашиваю: ‘Что у вас есть в списке?’, и они говорят: ‘Вот это, и то, и это’. И ты знаешь, что перед тобой еще пять актеров, которые имеют право преимущественного выбора, так что теперь будет период незанятости, но я не могу позволить себе еще пять месяцев в театре или другой большой телевизионный проект.
Думаю, пришло время. У меня нет зависящих от меня членов семьи. Сейчас я заинтересован только в том, чтобы немного поиграть в игру, потому что это дает тебе гораздо больший выбор. Это дает тебе власть, и, если ты становишься необходимым этой машине, это дает тебе возможность разнообразия, чего я всегда хотел. Я хочу, чтобы моя карьера была долгой – никогда не хотел быть мимолетной подростковой звездочкой. Брэд Питт, Клуни – они находятся в очень привилегированном положении, они получают доли от кассовых сборов, и в мире всего около пяти человек, которые так могут. Они великие бизнес-модели для подражания».