В отличие от своих персонажей Кристофера и Сильвии Тидженс из экранизации Конца парада, который в настоящий момент транслируется по BBC 2, Бенедикт Камбербэтч и Ребекка Холл не вцепляются друг другу в глотку и не швыряются посудой в припадке супружеской злобы. Вместо этого эти двое - 36 и 30 лет соответственно - упражняются в остроумии и, сидя за чаем в Brasserie Zedel на площади Пикадилли, болтают друг с другом с тем озорством и эрудицией, которого можно ожидать от старых друзей.
Конец парада, пятисерийный фильм о меняющихся моральных нормах брака, аристократии и правах женщин в период Первой Мировой Войны, несомненно, привлек наше внимание тем, что Камбербэтч и Холл, следуя блестящему, часто весьма сексуальному сценарию Тома Стоппарда, раскрывают перед нами всю глубину своего беспокойного интеллекта. Нам остается только надеяться на такую же отдачу в отношении их ролей в готовящихся к выходу голливудских блокбастерах: Камбербэтч предстанет в роли Смога в фильме Питера Джексона Хоббит: туда и обратно и неизвестного отрицательного персонажа в продолжении Звездного пути Дж. Дж. Абрамса, а Холл начала съемки в Железном человеке 3. За чашкой чая с медом и лимоном (Холл пытается предотвратить ларингит) и одной порцией грушевого пирога со сливками на двоих, Камбербэтч и Холл говорят о том, почему Конец парада - это не новое Аббатство Даунтон, о сегодняшнем возрождении телевидения и о том, как весело наращивать мускулатуру для съемок в Голливуде.
Ребекка Холл: Ты знал, что мне было 10 лет, когда я тебя в первый раз увидела?
Бенедикт Камбербэтч: Правда?
РХ Я приезжала в Харроу вместе с директором нашей подготовительной школы, чтобы посмотреть на игру старшего брата моей лучшей подруги в Укрощении строптивой, а ты там играл Петруччо.
БК Прикольно. Значит, мне лет 15 было.
РХ А через пару лет я тебя встретила в "Театре на открытом воздухе" в Ридженс-парке. Ты играл Бенволио в Ромео и Джульетте.
БК Я тогда уже немножко научился играть. Ты мне в тот раз понравилась, потому что ты сказала, что хотела бы посмотреть на меня в роли Ромео. Но по-настоящему мы, наверно, познакомились на съемках Попасть в десятку [в 2006], и еще мы были немного знакомы через моих друзей Дэвида Биркина [племянника Джейн Биркин] и Фредди Стивенсона.
РХ Дэвид был первым, с кем я снимала квартиру, когда закончила университет. А с Фредди мы встречались. Так что мы действительно давние приятели.
БК Мы оба хотели вместе поработать, да? Я не стал бы сниматься в Конце парада, если бы ты там не снималась; и думаю, и ты бы тоже без меня не стала сниматься.
РХ Точно. [Налегает на пирог] Ты говори-говори. А я пока всё съем.
БК [Смеется.] Вообще-то, с Концом парада мне пришлось нелегко, потому что я начал сниматься сразу после съемок Шерлока. Даже если бы у меня была пара месяцев на подготовку, все равно это было бы очень сложно. Конец парада - вещь очень тяжеловесная. Когда мы начали работать, у тебя в голове уже был великолепный, полностью сложившийся образ Сильвии, понимание того, какой она должна быть. Мне пришлось тебя догонять. И потом, от нас очень многого ждали. Мне очень понравилось работать с Томом Стоппардом, но он был просто одержим тем, чтобы именно мы играли этих персонажей. Он начал вписывать меня в сценарий еще до того, как я согласился.
РХ Он был такой милый. Он послал мне открытку со словами, что я подарю ему год радости, если соглашусь. Как я могла отказать?
БК Видимо, у него такая тактика соблазнения. Но мне было немного не по себе. Том был очарователен и очень поддерживал меня, но, думаю, иногда он нервничал по поводу того, как я работал с ролью. Да и меня его присутствие иногда нервировало. Но поскольку я работал с тобой, я опирался на твое дружеское плечо, и ты мне очень помогала.
РХ Нет, скорее, мы опирались друг на друга. Я думаю, что то, что мы давно друг друга знаем, сэкономило нам усилия в части изображения пары, которая уже 10 лет вместе. Нам было легко друг с другом.
БК И очень весело. Я еще никогда так не веселился на работе. Работать с другом просто чудесно, потому что мы тесно связаны, у нас одни проблемы, одни радости. Еще очень помогло то, что Том написал просто охеренно гениальную адаптацию книги. Ты Тома с детства знаешь?
РХ Я его помню еще с тех пор, как совсем маленькая была, мой папа [режиссер Питер Холл] c ним много работал. Но я узнала его по-настоящему только когда начала играть в постановке Вишневого сада [в театре Олд Вик] в его адаптации - пару лет назад это было, спектакль делался для Бридж Проджект. Он не вылезал из репетиционной, и мы подружились. Он делал людям потрясающие замечания. Я слышала, как он сказал одному актеру [говорит "стоппардовским" голосом]: 'Я тут накручиваю, а ты перекручиваешь [смеется.] Еще одно отличное замечание было такое: 'Дело не в том, что я тебя не слышу. Дело в том, что ты не просишь меня тебя выслушать.'
БК Гениальное замечание.
РХ Что мне всегда нравится в работе с ним, так это моменты типа "ущипните меня". Однажды, во время съемок Парада, мы сидели посреди поля, кругом тишина, и вдруг он поворачивается ко мне и говорит: 'Проблема нигилизма в том, что...', как будто мы с ним про этот нигилизм говорим уже минут 20. Когда с ним общаешься, он сверкает. Я хочу сказать, он необыкновенно сексуальный. Он очарователен, умен, с ним всегда очень весело поговорить. Я лично думаю, что это самое сексуальное, что может быть в человеке.
БК [Улыбается] Я тоже считаю, что он ужасно привлекателен.
РХ Ты считаешь, что он ужасно привлекателен?
БК Мне приходилось следить за своим поведением, держать свои руки при себе. В смысле чтобы постоянно не аплодировать, уважаемые читатели Harper's Bazaar.
РХ Надеюсь, это потом процитируют так: ""Том Стоппард такой сексуальный, что я чуть не дал волю рукам", говорит Бенедикт"*.
БК Я слышал, ты вроде с лошади свалилась на съемках.
РХ О да. Тебя в тот день не было. Картина такая. Там была такая красивая, лоснящаяся скаковая лошадь, очень горячая и невоспитанная. Как раз такая, какая была бы у Сильвии. В одной из сцен Сильвия прыгает на лошади через изгородь, в дамском седле. Конечно, для этого пригласили женщину-каскадера, а для моих кадров привели смирную "актерскую" лошадь. Смена кадра. Том Стоппард говорит: "Это вот эта лошадь? Не очень подходящая лошадь для Сильвии". Он просто так сказал, но я-то, балда, решила, что мне и правда надо сесть на ту, другую лошадь, и все будет нормально. В этой сцене я должна была размахивать хлыстом и кричать на кого-то. Три дубля отсняли нормально, а на четвертом я вошла в роль, разгорячилась и сильно хлестнула хлыстом по воздуху. Лошадь я не ударила, но этот свистящий звук спровоцировал лошадь, она понеслась по полю и скинула меня. Очень захватывающе. К счастью, на мне был корсет, он не дал мне разлететься на кусочки. В этот момент в кадре были Дженет МакТир и Джейми Паркер, и остался отснятый материал, как мимо них из кадра выбегает лошадь, и они такие [изображает, как будто у нее отвисла челюсть].
РХ Тебе не кажется, что именно сейчас на телевидении настали по-настоящему интересные времена?
БК В моем детстве телевидение было невероятно высокого качества. Конечно, сейчас можно позволить себе больше творческого риска, потому что и деньги уже крутятся совсем другие, но все равно приходится отстаивать ценность своего продукта на рынке, потому что все хотят видеть только римейки уже успешных вещей. Сколько раз BBC выкручивало нам руки, чтобы мы сделали что-то вроде Аббатства Даунтон…
РХ Ну, в Конце парада нет ничего домашнего и уютного.
БК Абсолютно. Это особенное, чудесное произведение, безумно интеллектуально насыщенное. И оно должно выделяться. Но я думаю, что в Америке происходит настоящее возрождение телевидения: Безумцы, Во все тяжкие, Чужой среди своих.
РХ Чужой среди своих - отличный сериал. А меня потянуло на скандинавское. Мне нравится Убийство и Мост. Первый сезон Убийства просто безукоризненный. Это было очень эмоционально - видеть семью, которая проходит столько стадий горя.
БК И сюжет закручен блестяще. Так сопереживаешь героям, так хочется, чтобы правосудие восторжествовало.
РХ У меня есть маленькая теория. Мне кажется, что одна из причин, по которой все так одержимы этими сериалами, которые нужно смотреть с субтитрами - это то, что когда их смотришь, нельзя отвлекаться на то, чтобы написать email, или послать SMS, или что-то запостить в Twitter. Зрителю всегда нужно бросить вызов, чтобы он включился. А как только включаешься, столько радости испытываешь от того, что часами не можешь от чего-то оторваться. В этом смысле субтитры помогают тем, что заставляют сконцентрироваться. Конец парада - это тоже немного вызов, из-за своей сложности. Приходится внимательно вслушиваться.
БК Я всегда нарываюсь на неприятности, когда говорю о чем-то, что еще не вышло на экраны. Но ради читателей Bazaar, я обязан спросить тебя про Железного человека 3. Кого ты играешь? Какая у тебя роль?
РХ [Смеется.] Я бы рассказала, но тогда мне придется тебя убить.
БК Ты еще снимаешься?
РХ Да, две недели уже снимаюсь. Это новый опыт... То есть не секрет, что я долго воздерживалась от подобных проектов, и много на что не соглашалась. Причина, по которой я согласилась в этот раз - то, что фильмы про Железного человека забавные.
БК Да, это точно.
РХ И я хотела поработать с Робертом Дауни-младшим. Думаю, успех этих фильмов кроется в том, что там заняты интересные актеры и сразу видно, что Роберт и Гвинет Пэлтроу наслаждаются процессом. Я раньше ничего подобного не делала: не бегала перед зеленым экраном, не имела дела со взрывами и спецэффеками, так что я подумала: "Хочу узнать, в чем тут фишка".
БК Совершенно согласен. Смог из Хоббита - абсолютно культовый персонаж. Мне очень понравилось играть рептилию и работать по технике захвата движения, как Энди Серкис, когда играл Голлума во Властелине колец.
РХ Это совершенно другая актерская техника - способность таращиться на зеленый экран и делать вид, что ты видишь приземление пришельцев. В смысле, вот это и есть настоящая игра.
БК Это почти театр. То есть приходится преодолевать огромное условное недоверие. На съемках Звездного пути, я отлично оторвался - и трюки делал, и драк много. Охренеть, какой это был кайф. Мне всегда хотелось поиграть в такие "мальчишеские игры". Я раздобрел на четыре размера, ел 3000 калорий три недели подряд, и тренировался до потери пульса.
РХ Я тоже. Что, не заметно? [Напрягает бицепсы.]
БК Злодеев очень прикольно играть.
РХ Мне кажется, нужно придумать такой комиксовый женский отрицательный персонаж в Бондиане.
БК Я бы такое сыграл.
РХ Я, кстати, не думаю, что мне стоило бы такое играть. Это должна быть культовая злодейка, не просто роковая женщина, а кто-то совершенно безумный, в стиле Грейс Джонс. То есть классический страшный и сумасшедший персонаж, только женщина.
БК А я думаю, такой злодей в духе Сэма Мендеса, со старомодной стрижкой...
РХ А, этот ты про Хавьера [Бардема] говоришь.
БК ...будет замечательно смотреться.
РХ А в Бондиане ты бы какого злодея сыграл?
БК Я бы хотел сыграть Бонда, который ступил на путь зла.
РХ Ты о чем?
БК Не знаю. Может, брата его. Кого-то, кому Бонд абсолютно доверяет, кто тесно вплетен в его мир. Скорее такого тонкого, психологически сложного персонажа, чем кого-то, у кого есть секретное логово, или огромная армия или что-то вроде того. Было бы здорово.
РХ Примета Бонда номер два. Вот ты и показал свое истинное лицо... [напевает музыкальную тему Бонда.]