Это интервью взято с сайта RichardArmitageOnline, его составили поклонницы актёра из десятка разных интервью, данных в разное время, но все они относятся к созданию фильма «Север и Юг». Ричард Армитидж рассказывает о своём герое Джоне Торнтоне, о том как он готовился к роли, его мысли и тонкие наблюдения изнутри процесса. Актёр предстаёт как очень серьёзный, глубокий разносторонний человек, но и с чувством юмора у него тоже всё в порядке.
Кастинг
«Я просто не мог выбросить из головы эту роль и продолжал читать книгу. Я истязал себя мыслями о том, что ни за что не получу эту роль»
Сегодня читать такое об актёре, чей образ навсегда слился с Джоном Торнтоном, кажется, по меньшей мере, странным. Но Ричард Армитидж знает, что говорит, потому что роль не свалилась ему на голову подобно манне небесной. Процесс утверждения его в этой роли порядочно затянулся и это несмотря на то, что он был первым, кого прослушали и посмотрели.
«Уже через несколько страниц я подумал, что эта роль именно для меня. Я родом из тех краёв и той профессии. Моя бабушка была ткачиха. Другие родные были углекопами. Я знаю местность. И я знал таких, как Джон Торнтон»
Однако прошло шесть долгих недель, прежде чем его пригласили снова почитать свою роль. К этому времени Даниэла Денби-Эш уже была утверждена на роль Маргарет Хейл и Ричарда попросили почитать вместе с ней.
«Что-то невероятное случилось, когда я читал с Даниэлой. Что-то отозвалось»
Продюсер фильма «Север и Юг» Кейт Бартлетт призналась: «Мы прошли много читок со множеством актёров и в самых разных комбинациях Маргарет и Торнтонов, пока мы в конце не соединили Ричарда и Даниэлу, что просто идеально»
Даниэла Денби-Эш: «Как только я увидела Ричарда, я сразу поняла, что это Торнтон. То, как он держался, в нём есть эта стать»
Ричард Армитидж: «Когда меня взяли на роль Торнтона, первой реакцией был шок. Я прошёл такой изнурительный кастинг и понимал, что эта роль всей моей жизни. Конечно же, эта большая честь играть такую роль, я влюбился в роман. А потом другие эмоции навалились, ведь этот роман обожают многие и у всех свои ожидания от этого образа»
Поиски
Как обычно, Ричард Армитидж провёл тщательное исследование своей роли.
«Естественно я начал с романа, и роман был со мной всё время. В нём такая богатая историческая информация. Но мне также казалось, что очень важно понять тот род деятельности, которым занимается Торнтон, поэтому я стал изучать ткацкое производство. Я ездил по разным местам Англии, где сохранились музеи. Один из них стал частью съемочной площадки, что просто здорово. И конечно я много читал. Энгельс написал книгу о рабочем классе в 1850 году, где он детально описывает нищету, поэтому я начал прямо отсюда. Потом я почитал об этикете 1850 года, и хотя Торнтоны не обязательно следовали всем этим правилам, я понимал, что надо знать об этом периоде как можно больше»
Учитывая, что в романе много говорится о зарождении профсоюзов, он также занялся и их изучением.
«Я изучал профсоюзное движение. Это было очень важно. То, что сегодня воспринимается как само собой разумеющееся, зародилось в те времена»
Но роман Элизабет Гаскелл был приоритетным. «Самым первым справочником оставался роман»
Личность Джона Торнтона
«Элизабет Гаскелл для меня самая интересная из Викторианских романистов. В отличие от других она сумела забраться в мысли мужчины. Мужчина обычно изображался идеализированно. И замечательно, что женщина написала о мужчине и его взглядах.
Он мужественный. Он пережил большую трагедию в своей жизни и спас семью. Его безжалостное отношение к своим рабочим это часть его репутации и традиции, которая была заложена до него. Я думаю, уже это становится движущей силой роли.
Но история развивается, и все его слои открываются один за другим, и появляется кто-то совершенно новый, очень чувствительный и одинокий. Ему нужно многое, и он понимает это благодаря Маргарет.
Эта дихотомия между властным, часто жестоким дельцом и этим новым уязвимым парнем просто восхищает.
В то время как развивается история, он сталкивается с точно такой же перспективой банкротства как его отец, потерять всё снова. Но это для него катарсис. Джон Торнтон вдруг осознаёт, что единственное, что для него важно, это его семья, его отношения с матерью и его любовь к Маргарет, которой, как он думает, не суждено осуществиться. Он превращается из деспотичного дельца стяжателя в того, кто готов потерять всё ради любви. Это поразительный момент для той эпохи. Это не в духе викторианцев. Это так по-сегодняшнему.
Торнтона всегда сравнивают с мистером Дарси, героем романа Джейн Остен «Гордость и предубеждения». Армитидж видит сходство и различие в персонажах. «Торнтон борется за существование. Он крепко держится за свою империю, поэтому здесь больше отчаяния. Его агрессия это инстинкт выживания»
Отношения Торнтона с Маргарет - это сердце всего романа и драмы.
Воспитание Маргарет и её ум не соответствуют её финансовым возможностям, в то время как у Джона недостаточно образования при хороших денежных средствах. У каждого имеется что-то, в чём нуждается другой. Я думаю, что их притягивает друг к другу враждебность их отношений. Она бросает ему вызов. Никто никогда этого не делал по отношению к нему, кроме матери, а ведь у них с матерью прочные хорошие отношения.
Большинство женщин, которым он был представлен, молчаливые конформисты, но Маргарет другая. Он видит в ней хорошую черту своей матери. Это необязательно притяжение, но это его окрыляет».
Писательница Сэнди Уэлч заметила недостаток в том, как их отношения описаны в романе:
«Вся глубина проблемы в том, что все предубеждения идут со стороны Маргарет. Она понравилась мистеру Торнтону с самого первого взгляда. Надо было хоть чуть-чуть уровнять их в предубеждениях. Когда она впервые видит мистера Торнтона, он предстаёт в жестоком и даже брутальном виде в цехе на фабрике»
В той сцене Торнтон бьёт и пинает рабочего, которого он застал во время курения на фабрике. Такой сцены нет в романе, и её включение в фильм было достаточно рискованно.
Ричард Армитидж: «Это было дополнение к роману, так нам нужно было немедленное столкновение. Когда вы понимаете почему он это сделал, вы разрываетесь между ненавистью к нему и желанием, чтобы Торнтон и Маргарет были вместе»
Самое повторяющееся прилагательное, которым писательница сопровождает Торнтона «испепеляющий» Когда его спросили, в чём секрет такого испепеления, он пошутил:
«Пинта бензина и спичка. Серьёзно, вы смотрите на человека, думаете о нём как о самом желанном, а потом подавляете желание, оставляя всё без изменений. Очень много способов «испепелять». Можно испепелять даже спиной»
Во второй части интервью Ричард Армитидж подробно рассказал, как местность, костюм с биографией влияет на создание образа. Но больше всего восхищения и признательности он выразил актёрам, с которыми провёл на съёмочной площадке три месяца.
Съёмки Севера и Юга
Фильм снимали всего 12 недель с апреля по июль 2004 года.
«В первый же день читки, войдя в комнату и увидев Шинед (Кьюсак) и Тима (Пиготт-Смит), и Лесли (Мария Хейл), я оробел, но работать со всеми этими людьми было великолепно»
Продюсер Кейт Бартлетт: «Он совершенно уверенно вселился в своего героя Торнтона. Было просто удивительно видеть превращение Ричарда после репетиций, ему было достаточно надеть костюм, чтобы стать Торнтоном»
Режиссёр Брайан Персиваль отметил поворотный момент: «Я думаю, что таким моментом, когда всё сразу совпало, стало его появление на фабрике. Он пришёл на фабрику, и это была его фабрика. Он был Торнтоном»
Ричард Армитидж согласен. Говоря о воздействии местности на него как актёра, он сказал:
«Местность очень важна. Каждый раз, когда приезжали утром на съёмочную площадку, мы просто были сражены тем, что видели. Дизайнеры создавали такой удивительный мир. Мы начинали снимать в Эдинбурге среди его грандиозной архитектуры. Но самым главным моментом для меня стал приезд в Китли на третьей неделе съёмок, когда я, наконец, увидел фабрику. Это его империя, и это оказало на меня чрезвычайно глубокое впечатление, чего я до этого не осознавал. Я думаю, что даже вырос на пять сантиметров. Именно поэтому для меня это самый важный момент и лишнее доказательство тому, что местность оказывает огромное воздействие на характер»
Но не только местность помогает актёру
«Костюмы по-настоящему важны. Майк (О’ Нил, костюмер) и его команда проделали поразительную работу, как и Элисон (Дейвид, стилист), они работали с волосами и внешностью персонажей. Когда надеваешь костюм перед съёмкой, а он для тебя всего лишь костюм, то создание твоего персонажа не получится, потому что важны детали. Мои костюмы были из очень тяжёлой ткани и в них были изъяны, например, заплата на колене. Всё это даёт костюму биографию, как это и происходило. Жёсткие накрахмаленные воротнички и галстук, очень удобные инструменты и их можно выводить из строя. Например, в какой-то сцене галстук в нужный момент развязался. Или такая вещь как часы, они очень старые, настоящее произведение ювелирного искусства. Я решил, что они принадлежат отцу Торнтона, поэтому он носит память об отце всегда при себе. В каком-то смысле костюм становится оболочкой, а не предметом одежды, поэтому он очень важен»
Ему явно понравилось работать с Даниэлой Денби-Эш
«Было совсем несложно «испепелять» в сценах с Даниэлой, потому что она невероятно красива. Смотришь на её лицо, и просто хочется её поцеловать»
«В фильме только четыре сцены, когда Маргарет и Джон действительно наедине, и это усиливает напряжение между ними. Это удивительно антагонистическая дружба, и настоящая встреча разных точек зрения»
Одна из таких сцен, когда Торнтон делает ей предложение.
«Это внесло в фильм такое оживление из-за множества дублей в этой сцене, и я думаю, мы оба остались довольны, что смогли потренировать наши актёрские навыки»
«Мы оба любим посмеяться, и когда у Даниэлы появляется огонёк в глазах, я тут же его хватаю, и вот мы оба уже на полу давимся от смеха. Мы много смеялись во время съемок. Работать с Даниэлой, Шинед, Тимом и Брэнданом (Койл) стало для меня феноменальным опытом»
«Я понял, что Джон Торнтон обязан на три четверти себя персонажам, которых они играют – Маргарет, Ханне и Хиггинсу. Работа с этими актёрами действительно помогла вылепить моего героя. Брайан (Персивал) создал очень приятную рабочую атмосферу на съёмках и полное равноправие между актёрами и всей съёмочной группой. Каждый чувствовал себя свободным, и это заряжало на целый день. Только благодаря Даниэле, Шинед, Тиму и Брэндану, я сделал для себя много актёрских открытий. Теперь мне есть с чем сравнивать»
Он считает, что «Север и Юг» отличается от других костюмированных драм
«Я думаю, что стиль съёмок и стиль игры очень современны. И хотя к каждой детали 1850 года было проявлено максимум уважения, мы не собирались снимать документальную хронику. Каждый старался быть как можно аккуратнее, но посмотрите, как люди выглядят, как работает камера, словно ещё одно действующее лицо, как близко вы находитесь к действию. Мы уже все привыкли к движению, когда смотрим современные фильмы, в то время как историческая драма склоняется к большей статичности. Ну и актерская игра, конечно, очень приближена к современности, и поэтому находит понимание у зрителя, а не отталкивает его».
«У меня есть три любимых момента…»
«Пересматривая картину, могу сказать, что моя самая любимая сцена, когда она уезжает в экипаже. Фабричный двор засыпан снегом и этот одинокий экипаж в центре, и Маргарет садится в экипаж, чтобы уехать. Сыграть всё это было нетрудно, потому что я ощущал потерю, и это очень важный момент.
«Я думаю, это сцена предложения руки и сердца, хотя бы потому что это самая длинная сцена и у нас появилась счастливая возможность как следует всё отработать. Сцена получилась вполне удовлетворительно»
«И, конечно же, финальная сцена на станции кульминация всей драмы. Отличный способ провести полдень»
Влияние Джона Торнтона
Джон Торнтон самая успешная роль Ричарда Армитиджа. Это самая большая телевизионная роль в его карьере, и она дала ему целые армии поклонников. Она также изменила перспективы его карьеры и его планы.
«Роль Торнтона несравнима ни с чем, что я до этого делал. Она не отменяет мой предыдущий опыт, но я считаю её главным вызовом в своей жизни»
«Я пересмотрел свои подходы к актёрской игре в плане полученного опыта, уровня сценария, размера роли и типажа. Изначально я считал за честь принять участие в большом проекте BBC. Но это («Север и Юг») превзошло все мои ожидания»
Несмотря на то, что «Север и Юг» не оказал такого влияния на национальное самосознание как «Гордость и предубеждения» 1995 года, реакция на Джона Торнтона в исполнении Ричарда Армитиджа вполне сравнима с реакцией зрительниц на игру Колина Фирта в роли мистера Дарси. Продюсер «Севера и Юга» Кейт Барлетт считает Торнтона «промышленным Дарси».
Ричард: «Я думаю, это прекрасное описание Торнтона и это звучит как потрясающий комплимент. Я вижу сходство и различие в персонажах и в сути их взаимоотношений. Но в отличие от Дарси, Торнтон родом из рабочей среды, и он сам себя создал, став предпринимателем»
Реакция женщин была мгновенной и сильной – во время показа первой серии «Севера и Юга» в ноябре 2004 года был создан сайт в его честь (позже ставший его официальным сайтом), образовалась группа преданных поклонников, но самое поразительное, весь сайт BBC был захвачен сотнями женщин, обсуждающих каждый взгляд и жест Джона Торнтона в исполнении Армитиджа.
В конце концов, было решено создать специальный сайт, посвящённый непосредственно «Северу и Югу». В статье журнала The Times, озаглавленной «Сумасшедший объект желания», Энн Эшворт написала о сотнях женщин, охваченных нешуточной страстью к Ричарду Армитиджу исполнителю роли Джона Торнтона в сериале BBC «Север и Юг».
Ричард Армитидж удивился такой реакции на свою игру в фильме.
«Я всегда думал, что это относится не ко мне лично, а к герою, которого я играю. Мы живём в обществе сексуальных свобод, и я могу понять, как люди того времени страдали от эмоциональных и физических ограничений»
Когда ему сказали, что такое огромное количество женщин в него влюблены, он ответил:
«Не в меня. Они влюблены в него (мистера Торнтона), ведь так? Нет, это он, не я. Это так странно, потому что я никогда не видел своего персонажа в таком свете. Он одевается как гробовщик, он сдерживает все свои эмоции, он явно не романтическая фигура»
Но Ричарду было приятно, что зрители заметили это в его игре.
«Я всем очень признателен. Всегда интересно знать, как люди приняли мою работу. Я стараюсь быть обстоятельным в своей работе. Люди очень внимательны к деталям. Если даже в глазах появляется огонёк, они уже это замечают»
«Они замечают малейшие движения и реакции. Некоторые вещи были истолкованы неверно, но не в плохую сторону. Думаю, что все всё воспринимают по-разному, и это очень помогает актёрам»
Что же касается свершившегося факта того, что в результате исполнения Джона Торнтона он превратился в секс символ, он на это сказал:
«Здесь всё в порядке. Если бы к такому результату меня подвело что-то неблагородное, то пришлось бы положить всю свою карьеру, чтобы с этим бороться. Но я не думаю, что «Север и Юг» станет для меня такой проблемой»
Источник