«Любовь и голуби»: Вместо Михайлова мог сыграть Юрский, а вместо Дорошиной - Полищук
Ровно 20 лет назад на экраны страны вышел фильм молодого режиссера Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Эту картину несколько раз возвращали на доработку, ругали, говорили, что Меньшову изменило чувство вкуса...
Госкино, как свидетельствуют документы архива «Мосфильма», отказалось принять картину, посчитав, что в ней много пьянства (это шло вразрез с политикой Политбюро). Однако Меньшов стоял на своем: «Переделывать картину не буду». Все же после долгих споров и незначительных поправок фильм «Любовь и голуби» пропустили в прокат.
О том, как шел отбор актеров в эту любимую народом киноленту, нам рассказал режиссер картины Владимир Меньшов. А фотопробы нашей рубрике предоставил архив «Мосфильма».
Вася - Сморчков, Борцов, Юрский, Михайлов?
1. Борис Сморчков, ранее сыгравший в картине Меньшова «Москва слезам не верит», попытал счастья на пробах в фильм «Любовь и голуби», но неудачно.
2. Неубедительной показалась проба В. Борцова.
3. Режиссер пробовал на Васю и любимого своего актера Сергея Юрского, но потом взял его на другую роль - дяди Мити.
4. Именно Александра Михайлова режиссер сразу видел в роли Васи, но актер был занят и сначала отказывался. Поэтому, как говорит Меньшов, он сам не мог понять, какой именно Вася ему нужен. Но как только на съемки в последний момент все же приехал Михайлов и произнес первые слова роли, режиссер с облегчением вздохнул: «Вот он какой, Вася»...
Александр Фатюшин обижался на Меньшова, что он даже не попробовал его, он считал, что это его роль, но на премьере первым подошел к режиссеру и сказал: «Ты победил».
Раиса Захаровна - Кустинская, Гурченко?
1. Пробу Натальи Кустинской на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет.
2. Когда Людмила Гурченко согласилась играть эту роль, Людмилу Марковну тут же утвердили.
Люда - Мелихова, Лисовская?
Роль дочери главной героини Люды в фильме «примеривала» Мелихова.
Но решением худсовета утвердили другую претендентку - Яну Лисовскую. Она из московской интеллигентной семьи, ее папа - народный артист России, но в фильме ее деревенская девчонка, по словам режиссера, - ну просто вылитая. Потом она снималась в других фильмах, сейчас живет в Германии, близко дружит с дочкой Меньшова Юлей...
Дядя Митя - Шутов, Юрский?
Дядей Митей мог стать актер Шутов, если бы картину решили делать более приближенной к реальной жизни.
В исполнении Сергея Юрского, которому тогда еще и 50 лет не было, деревенский дед получился смешным и театральным. Режиссер рассказывает, что с назначением Юрского сразу пошла театрализация всего действа. А если б в картине был Шутов - прекрасный артист, а с ним еще настоящая, не смешная бабушка, - получилось бы фальшиво...
Надя - Полищук, Дорошина?
1. Любовь Полищук подходила к роли Нади по возрасту, но режиссера ее проба не убедила.
2. А вот Нина Дорошина, которая уже тогда играла Надю в театре «Современник», буквально купалась в роли. Она до сих пор, вот уже 20 лет, играет в театре эту роль, ничуть не уступая себе прежней.
Как Михайлова под водой раздевали.
Рассказывает режиссер Владимир Меньшов
- Владимир Валентинович, какая сцена в фильме вам далась труднее всего?
- Мне дорог кадр, который мы обстоятельно готовили, придумывали, расписывали: показываем, как из двери избы Михайлов падает прямо в воду, камера выезжает, опускается на воду и снимает, как выныривает уже без костюма Михайлов, обращается к Гурченко, потом они вместе плывут к берегу и идут по пляжу. Все это было снято в одном кадре! За полминуты, которые может человек продержаться без дыхания, в воде водолазы снимали с актера костюм, актер должен был вынырнуть и сразу текст говорить. На первом дубле Михайлов вынырнул и текст забыл полностью, его первые слова были: «Люсь, че говорю-то?» Гурченко ему подсказала. А дальше прошло все нормально.
- Говорят, Александр Михайлов чуть не утонул. С него водолазы под водой стягивали галстук и чуть не удушили...
- Эта история приукрашенная. Съемки происходили на самом деле не в море, а в открытом бассейне. Не так уж все рискованно было. Ну был момент опасности. Действительно два водолаза немного поторопились...
Убийственно для актеров было изображать жару осенью в холодной, 14-градусной воде! Съемки проходили в ноябре. Люся Гурченко, которая больше всего в жизни боится холода, несмотря на все ее умение рисковать во имя съемок, в ужасе ждала ныряний. А ведь она еще целый диалог ведет, пока плавает! А потом вся массовка в этой ледяной воде купалась, изображая пляж. Я к концу съемок после команды «Стоп, снято!» сам нырнул, чтобы разделить общее несчастье. Меня просто обожгла эта вода, такая холодина!
А как снимали финал картины, когда все актеры стоят на крыше!
Актеры - люди занятые, и собрать всех актеров в кадре у нас получилось лишь на 20 минут. Пока везли на съемку Дорошину, ее в вертолете загримировали и подняли на крышу - Михайлов через 20 минут должен был улетать в Москву.
В фильме они все стоят спокойные, улыбаются, смотрят в камеру. А на самом деле я помню это паническое состояние у всех, кто был в кадре! Но кино - это такое волшебное искусство!
- Владимир Валентинович, а каким образом на дереве в конце картины цветы появляются?
- Этот эффект основывается на известном фокусе, когда из трости выскакивают цветы. Мы пригласили на съемки фокусника, он помог нам соорудить этот трюк: мы привязали штук десять тростей на дереве. Надо было дернуть за веревочку, чтобы трости «выстреливали», но мы то хотели, чтобы они все одновременно «выстрелили»! И вот снимаем: идет длинная сцена, когда Михайлов Дорошину начинает целовать, как говорится, заваливает ее. И в это время камера поднимается вверх и показывает панораму, и тут дерево «зацветает» - семь из десяти тростей сработали, кадр был снят с первого дубля! Я посмотрел отснятый материал и ахнул: нам Бог помог, все получилось! Вот так картина снималась на очень непривычных приемах. Все было экспериментом, дерганьем, мы переживали: будет это смешно или нет. Но когда твоя придумка вызывает хохот в зале и приятие зрительское - это самое важное для режиссера!
Замечания цензуры к фильму «Любовь и голуби»:
Сократить количество выпивок!
Затянута история с Гурченко: сцены их связи, сцена скандала.
Подумать, целесообразна ли сцена с цветами на деревьях в конце фильма.
Сократить танцы - очень нудно.
Юрский с его рассказом про умершую жену - эта сцена слишком длинна.
Из обсуждений худсовета:
А. Зархи: - Картина производит впечатление какой-то нечистоплотности крестьянского быта и оставляет ощущение перебора и безвкусицы.
Меньшову здесь изменило чувство элементарного вкуса. То, что в театре в актерском исполнении могло существовать, в кино превратилось в пошлость... Товарищи в Госкино посмотрели картину и посчитали, что если пьянство из картины убрать, то все будет в порядке. Пьянство сейчас трагедия народа, а не смешное поведение. Поэтому относиться к нему так легко нельзя.
Е. Дашков: - Интеллигентные Тенякова и Юрский играют неинтеллигентных людей, а это очень чувствуется, мало в них глубинного, корневого поведения. Глядя на Михайлова, трудно поверить, что его герой так спился, что его целевая установка только гонять голубей. Но если хотели показать чудака, то тут явно чудак с невысоким потолком, а это меня смущает.
С. Соловьев (режиссер): - Мне глубоко чуждо то, что делает Меньшов... Мне кажется, Гурченко - самый сомнительный элемент в этой картине, ее тут много.
Ю. Райзман: - А мне понравилась картина, великолепно сыграна, герои обаятельны, не вызывают неприязни. Но образ, который создает Гурченко, не вписывается в стиль картины. То, что она говорит об экстрасенсах, - совершенно недоступно для зрителей (монологи Гурченко частично вырезали из фильма. - Авт.).
Анна ВЕЛИГЖАНИНА,
01.04.2004
Источник: Комсомольская правда