Мария Порошина: «У каждого актера своя кухня»
С известной актрисой Марией Порошиной мы встретились на съемочной площадке фильма «Снегурочка», в котором она играет женщину, переживающую настоящую драму. О том, чем интересна ее героиня, каково играть с мужем в одной картине и почему ей все время выпадают положительные роли, Мария рассказала в интервью Нашему Фильму.
Мария, расскажите, о своей героине, как вы ее понимаете и чувствуете?
Эта девушка получила хорошее образование в Лондоне, у нее есть любимая работа, любимый человек. Казалось бы, все в ее жизни складывается удачно. Но это только на первый взгляд. На самом деле она переживает настоящую драму - у нее не может быть детей. Это болезненная тема, но она интересна, заставляет зрителя задумываться, смотреть на все сквозь призму данной ситуации. Когда женщина не может иметь детей, жизнь во всех проявлениях воспринимается очень остро, особенно то, что касается детей. Я не знаю, как играть такого человека, у самой, слава Богу, двое детей. Понять и принять эту боль можно, а вот как сыграть, как передать эти ощущения.... Насколько удачно это получилось - судить зрителю.
Эта тема будет главной в фильме?
Нет, есть еще одна тема, которая заставляет задуматься - это беспризорные, брошенные дети. В картине рассказана история маленького мальчика, который брошен родителями-алкоголиками на произвол судьбы. Он живет в подвалах, где есть теплые трубы, просит деньги у прохожих на улице, чтобы как-то выжить. Его и забирает к себе моя героиня. Эта очень волнующая тема, и как мне кажется, здесь есть, что играть. Сейчас о проблеме беспризорничества действительно стали больше говорить, причем не на уровне «устроили благотворительный вечер, артисты собрались, деньги перечислили и... забыли об этом». Ситуация действительно меняется в лучшую сторону. Люди хотят усыновлять детей, хотят переводить деньги на счета детских домов - это здорово! Система детских домов на Западе очень хорошо развита, а у нас все только начинается. И естественно, в нашей стране все будет немножечко по-другому, в соответствии с нашим менталитетом, характером, душой.
Судя по вашему рассказу, сюжет фильма глубоко драматичен, а подается как новогодняя сказка, чего же ждать зрителю в итоге?
Несмотря на то, что фильм новогодний и заканчивается все довольно оптимистично, путь к этому оптимизму долгий и непростой. Но на этом пути не обойдется и без комедийных сцен и персонажей. Фабула в принципе проста, но благодаря тому, как выписаны диалоги, с каким отношением снимает это режиссер, как это передают артисты, образуется сложный синтез. Что из этого получится - увидим, когда выйдет фильм.
Вам уже приходилось играть Снегурочку? Или это ваш дебют?
Когда мне было шесть лет, я играла Снегурочку в детском саду. Мама прикрепила мне длинную темную косу, я вообще темноволосая, поэтому выглядело это очень натурально. Коса мне была по колено, безумно тяжелая, я не знала, на какое плечо ее переложить. Пела песенку: «Я Снегурка, внучка деда, хлопотунья, непоседа. В доме чисто прибрала и крылечко подмела. Ла-ла-ла». Мелодию до сих пор помню. Это было действительно очень яркое впечатление ребенка, хотя мне совершенно не хотелось играть Снегурочку.
Еще у нас были замечательные новогодние представления во Дворце Пионеров. Я лет пять или семь там играла в команде театра «Ученая обезьяна». Это щукинский курс Юрия Авшарова, среди студентов были Дмитрий Марьянов, Александр Жигалкин и многие другие. Они замечательные люди, у них есть чудесный спектакль «Город мышей», где я тоже играла. Сценарии писались самими же ребятами, подбирали современную и перерабатывали классическую музыку. В то время такие спектакли считались самыми лучшими новогодними «ёлками», потому что они были и актерскими, и режиссерскими, с одной стороны, молодежными, с другой - интеллигентными и без пошлости.
И ещё был новогодний фильм «Четвертое желание» с Гошей Куценко, Сергеем Шаховцовым и Сергеем Астаховым. Правда, там я играла не Снегурочку, а актрису, которая переодевается в Снегурочку.
В «Снегурочке» вы играете со своим мужем Ильей Древновым. Роман Барабаш говорил, что вы были единственными актерами, утвержденными прямо на пробах. А каково вам было играть в команде с Ильей?
Мы до этого момента не играли вместе, но мне было очень легко с ним работать. Он - замечательный актер театра и кино, прекрасный партнер. Есть актеры, которые занимаются только собой в кадре, хотя это отнюдь не значит, что они плохие. Просто есть люди эмоциональные, отдающие тебе свою энергию, - и тогда вы идете в одной связке, а с другими у тебя складывается ощущение, что ты работаешь один или, еще хуже, на кого-то. Но это к профессии никак не относится. Важен результат, и у каждого актера своя кухня. В этом смысле Илья мало того, что делает все для партнера, так он еще может что-то подсказать, помочь, мы с ним работаем на одном дыхании. На пробах мы читали сразу «с листа», не зная еще ни текста, ни сценария, прочитали один раз с одним подтекстом, второй - с другим, третий - совершенно иначе.
Вы недавно закончили сниматься еще в одном фильме новогодней тематики «Суженый-ряженый», на экран оба фильма выйдут примерно в одно время. Считаете ли вы эти две картины конкурентами? Как они, по-вашему, вообще будут смотреться вместе?
Во-первых, это абсолютно разные сюжеты, во-вторых, разные артисты, и, в-третьих, разные режиссеры. Я надеюсь, что и восприниматься они будут совершенно по-разному. Мне даже внешность немного меняли, чтобы избежать «похожести». В картине «Суженый-ряженый» у меня достаточно запоминающаяся прическа, как у Умы Турман в «Криминальном чтиве»: черные волосы, челка и каре. Достаточно интересный образ не то чтобы жесткой девушки, но олицетворяющий определенный характер, определенную судьбу.
Изменить внешность под своего героя - дело немаловажное... вам это сильно помогает в работе?
Как говорят актеры, внешний вид и мелкие предметы очень часто облегчают задачу. Либо ты идешь от внешнего образа к внутреннему, либо, наоборот, от внутреннего - к внешнему. Допустим, в «Ночном Дозоре»: одежда, очки, девушка с немного старомодными принципами, боящаяся себя, скромная, в чем-то закомплексованная, добрая. Все было очень правильно сделано вкупе - и костюм, и грим. Сам сценарий диктовал такой персонаж. Подбери немного другой костюм, было бы и восприятие этого персонажа другое. А внутри - это уже ты сам, тебе дают все возможности сыграть, все «цеха» работают на то, чтобы ты вложил в это душу и сделал что-то, может быть, совершенно новое. От артиста всегда ждут неповторимости, чтобы он нашел в себе новые грани образа.
В вашем актерском багаже в основном положительные роли, а не хотелось ли вам сыграть какую-нибудь стерву?
Хотелось. Актерам же всегда хочется играть объемные, разноплановые роли. Нас всегда учили в Щукинском училище играть разных персонажей. Я играла и сердобольную пятидесятилетнюю женщину, и Гедду Габлер, и восточную скромницу, с характером настоящим, дерзким, справедливым. Но, к сожалению, если в театре это еще как-то возможно, то в кино на сегодняшний день выбор не так уж богат. Мне редко предлагают играть смешных персонажей. Сейчас спрос больше на такие «сегодняшние» истории», которые у меня уже, честно говоря, вызывают все меньше и меньше интереса. Приходится отказываться. Интересны исторические, фантастические какие-то вещи, приключенческие.
За чем же дело стало? Или на такие проекты не зовут?
Не то чтобы не зовут. Но их снимают сейчас так мало, что, может, и звали бы, если бы этой продукции создавалось больше, и выбор был более богатым, а так...
А как же «Сумеречный дозор»? Планируются его съемки?
Пока, вроде нет. Все под вопросом - может быть завтра позвонят и скажут: «давайте продолжать»... а может и через год никто не позвонит - этого никто не знает.
С режиссером «Дозоров», Тимуром Бекмамбетовым, хотели бы ещё поработать?
Я его очень люблю, и с большим удовольствием снялась бы у него в чем угодно. Этот человек по природе своей не может сделать что-то неталантливое или не заслуживающее уважения. Сейчас он снимает новый фильм, в котором предлагал мне роль. Думала, что буду работать с ним, но у меня по времени не совпало.
График у вас сейчас очень напряженный, как же вы все успеваете?
Не успеваю. В комнате до сих пор много не разобранных вещей - мы недавно переехали, хотя прошло уже два месяца. Хочется позвать гостей на новоселье, но... кругом коробки. Естественно, что детские комнаты и гостиная - все то, что нужно для жизни в первую очередь - все это готово, а спальня и балкон оставлены до лучших времен. Вот съемки закончим, и сразу все сделаю. Именно все, потому что по чуть-чуть меня совсем не устраивает, не видно проделанной работы. Со съемок домой возвращаюсь уставшей, и съемки часто поздно заканчиваются, в час, в половине второго ночи. А еще нужно привести себя в порядок для следующего съемочного дня, хочется с близкими обсудить, как прошел день, приготовить обед, ну и еще, быть может, посмотреть какой-нибудь фильм, который как актриса я не должна упустить из виду. Снимаешься-снимаешься, а потом понимаешь, что просто выпал из окружающего мира. Так что я думаю, когда закончатся съемки, я возьму тайм-аут.