Многие поклонники сериала считают Ирен Белгравии попранием канона, а "доминантную суку с хлыстом" - циничной выходкой создателей. Лично мне верхом бесстыдства показалась бы рассказанная э т и м языком и под э т у музыку история холодного взаимного юзания двух умов. Что касается канона, то смотря в чем находить его смысл.
В детстве я прочитала "Богемию" всего один раз, потому, что - неправдоподобно и скучно, и вообще, что Он в Ней нашел? ! Ну, симпатичная, ну, хитрая. Обвела вокруг пальца - незамысловато ( вместо горжетки со шляпой нарядилась в штаны и парик, то же мне, теорема Вейерштрасса), да и сам Шерлок Холмс употребил там какую-то рахитичую и унылую дедукцию, вёл себя как дурак. Глупо и странно.
Нужно было подрасти ( во всех смыслах), чтобы понять: любовь и влюбленность иррациональны, алогичны, возникают не "потому, что", а непонятно почему. И этим-то и страшны. И ни черта в них не просчитывается. Качества Ирен из Богемии так же мало объясняют влюбленость Холмса как параметры Ирен из Белгравии - влюбленность Шерлока.
Возможно, эти качества - необходимые условия победы. Необходимые. О достаточных условиях мы все равно не знаем ни-че-го. Задним числом, конечно, можно побыть умным - считать пульс, смотреть в зрачки, но это всё - способ минимизировать потери, потому, что сам ты уже - влип, как бы, да. Увы.
*Это не значит, что можно всё пустить на волю божью. Молли Хупер никогда не покорить сердце Шерлока, а сцена в гостиной навеки в моём воображении останется эталоном мастерства Соблазнения. И, вообще, там всё сложнее. Но к разгадке это не приближает ни на миллиметр.*
Для меня эта серия - про любовь как явление, законы которого только кажутся простыми, и про то, что даже гениальные детективы влюбляются как самые обыкновенные молодые мужчины.
Язык серии совршенно уникален - таких криптограмм из цвета-звука-действия, таких провокационно-чувственных и, одновременно, бестелесных загадок нам не задавали ни до, ни после.
И это было первое, что меня покорило: сколь многое о поисходящем было зашифровано в картинку, заложено в видеоряд, вызывало на ассоциации, которые разматывались только потом. Кайф и глазу, и уму, и сердцу.
Вот первая же сцена заочного знакомства Ирэн и Шерлока. Она - в белом платье, он - в черном костюме. Черное и белое. Шахматы? И они двое - игроки? Или фигуры, пешки даже, в руках настоящего гроссмейстера? а дальше - еще интерснее: она в белом рассматривает его фото, где он тоже - в белом, голый в простыне, у всех на виду. А он? тоже В черном рассматривает её "черные", ,откровенные фото. - Здесь уже не противостояние, а параллель, сходство - тождество, которое в самом конце отыграется еще раз, только уже в словах. То параллель, то перпендикуляр, то соперники, то родственные души, пусть даже и не сознающие родства. Родственные настолько, что говоря о ней, можно всё до капли рассказать о себе.
Именно потому так обжигает сцена финального объяснения: никогда прежде я не видела признания настолько отчаянного, обнаженного и, одновременно, настолько подавленного, стремящегося не выдать себя и прикрывающегося обличением дргого! С первого же просмотра, вопреки логике, I am sherlocked ощущалось не её, а его собственным "да, проиграл!", и вся язвительная отповедь про ум и сердце, про примитивную химию любви - это о не о ней, о себе самом, о собственном фиаско. И распечатанный, отомкнутый мобильник виделся не торжеством интеллекта над интеллектом, а местью глубоко задетого, уязвленного мужчины, который рискнул всего на минуту поддаться чувствам и был предан.
А месть - тоже чувство. Замкнутый круг.
Посмотрите на лицо Шерлока, когда он говорит о том, что нельзя было сердцу разрешать править головой: на губах - торжествующа улыбка, а в глазах - почти слезы, которые он не покажет ни за что. От его "Да!" в ответ на "Ты хочешь, чтобы я просила пощады?" у меня, натурально, сносит крышу - так много в этом звуке всего и всякого слилось. Между прочим, тоже своего рода открытость - ответить так прямо.
И боже ты мой, как мне нравится эта дурацкая история с бумерангом! Не только как снято от и до (рецензия
Таймс: "Нас кормили омарами, шампанским и трюфелями прямо в мозг!" О, дааа!), но и
как задана загадка - и разгадка, самое смешное, тут же, прямо под носом. Когда играешь - не отвлекайся, иначе получишь по башке. Так просто. Элементарно, Ватсон. Элементарно, как стыренная пепельница.
Их влечение возникло не на пустом месте и это тоже очень тонкая, необычная для лав-стори штука: он увидел в ней, в определенном смысле, ровню, интеллектуальную ровню - эксцентричный наш Шерли, в отличие от абсолютного большинства мужчин, которых это, наоборот, отпугнуло бы. Вот не случайно музыкальная тема любви появлялась во время разгадки истории с бумерангом - и до галлюцинации Шерлока, и, главное, во время. А ватсоновское "имя для ребенка" прозвучало именно после сцены с подменным телефоном - оценил наш рыцарь по достоинству мозги прекрасной дамы и градус химии немедленно вырос. Это тоже к теме параллельности и родства душ.
И про чудесное спасение Ирен: меня не оставляет ощущение, что эти двое на пару разыграли старину Майкрофта. Отходчивый наш мальчуган. И Ирен, вовремя и правильно осознавшая поражение (или "поражение"?).
Её интеллектуальная победа была бы не только болезненнее для его самолюбия, но и бесполезнее для него как для человека.
А проиграв, она поставила его перед выбором: помогать ей или не помогать.
И если он её, таки, спасал, то самого себя слегка приподнял за волосы - дал самому себе доказательства, что поверженного противника не обязательно добивают. То есть, довериться чувству не так фатально разрушительно по последствиям как он предполагал. И получается, что проиграв, она, в определенном смысле, победила, потому, что изменила противника больше, чем он её. В этом и есть основная разница между поединком интеллектуальным и эмоциональным: в первом сдача - это проигрыш, во втором - иногда и выигрыш.
Я не знаю, что будет дальше и как поступят авторы с "возросшей человечностью Шерлока" -
но, дьявол и преисподняя, как же это было красиво - победить, наказать за предательство, а потом, всё-таки, спасти женщину, в которую влюблен! Женщину, которая победила тебя первой.