Мы живем в Золотом веке гиков. Десятилетиями они были любимым предметом насмешек в фильмах о старшеклассниках – все потешались над их интересом к компьютерным играм и отсутствием интереса к умению правильно одеваться, и вдруг гик становится королем. Игры и технологии пришли в массы, а огромные очки и отсылки к Покемонам уже не являются атрибутом неловких в общении людей – скорее, людей, претендующих на заметное положение в обществе. Телевидение тоже пошло по этому пути. Крутые неотесанные герои, решавшие все проблемы одним ударом кулака, уступили место телевизионным гениям, тем, кто разгадывает загадки и спасает мир силой интеллекта. Герои двух самых рейтинговых проектов на британском телевидении – кумиры гиков, и создал их еще один гик – Стивен Моффат, главный сценарист «Доктора Кто» и соавтор «Шерлока» – новейшей телеэкранизации произведений Артура Конан Дойла.
Для непосвященных: «Доктор Кто» – сериал о «тысяча стотрехлетнем» пришельце, который путешествует в пространстве и времени в полицейской будке (именуемой ТАРДИС – TARDIS – Time and Relative Dimension in Space (Временные и относительные измерения в пространстве)), сражается с чудовищами и заводит друзей, которых берет с собой в путешествия (всего лишь девяносто процентов из которых были очень привлекательными женщинами). Шоу, шедшее с 1963 по 1989 год, казалось, было отправлено «на вечные каникулы», пока в 2005 году не вышел на экраны обновленный сериал, возглавляемый Расселом Т. Дэвисом. Моффат, фанат сериала с детских лет, ухватился двумя руками за выпавший ему шанс писать о герое своего детства:
«Тогда, в 2004, когда мы только начинали работу над первым сезоном, возвращение “Доктора Кто” казалось чем-то волшебным и странным. Мы не верили, что мы и вправду это делали, что мы могли пойти на съемочную площадку и увидеть там полицейскую будку. Сериала не было на экранах уже четырнадцать лет, это было так захватывающе! И я помню, как я впервые сел за написание сценария и подумал: “Черт возьми, я и в самом деле пишу ‘Доктора Кто’!” Это никогда не сотрется из памяти, если честно; меня всегда волнует перспектива писать сценарий для “Доктора Кто”, но сейчас уже труднее снова ухватить то чувство новизны.
Очень трудно вспомнить “Доктора Кто” как шоу, с которым я не связан, в отличие от пары слов, которые теперь намертво застряли в середине моего имени. Очень трудно помнить о том, что когда-то я был просто зрителем и однажды снова стану им. Это так странно. Но очень, очень волнующе!»
Одна из черт «Доктора Кто», которая одновременно является предметом насмешек для не-фанатов и дорогим сердцу воспоминанием для тех, кто смотрел сериал в детстве, это дешевые спецэффекты и инопланетные противники героя. Новый сериал располагает более впечатляющим бюджетом и компьютерной графикой, чем оригинал, но сценаристы крепко держатся за воспоминания о старом шоу. В отличие от большинства британских сериалов с меньшим количеством серий и одним сценаристом, у каждой серии «Доктора Кто» свой автор, при этом Моффат пишет сценарий ключевых серий и отвечает за сюжетные линии. В результате мы имеем разные по звучанию серии – от смешных до леденящих душу.
«Согласно теории Гарета Робертса, одного из моих коллег-сценаристов, ты пишешь того “Доктора Кто”, которого ты помнишь», – поясняет Моффат. «Он в основном помнит смешные серии, поэтому он и пишет смешного “Доктора Кто”, а я помню, как я его боялся, вот я и пишу в основном пугающего “Доктора Кто”. Нельзя сказать, какие из этих воспоминаний более точные, все это чушь, но мне нравится это странное ощущение прегрешения, идущее от некой неправильности того, что мы делаем телешоу, задача которого – напугать детей. Попробуйте сделать такое шоу сегодня!
Мне кажется, что в случае с “Доктором Кто” я думаю о том, как напугать зрителей; каким будет на этой неделе чудовище, каким будет приключение, как быстрее всего раскрутить сюжет, и главное – как скоро я сумею заставить Мэтта Смита [актер, играющий нынешнего Доктора] пуститься в бегство?
Шерлок другой, потому что Марк [Гэтисс, соавтор] и я сидим, гадая, какие истории мы будем делать в этом году, к каким оригинальным историям еще никто не прикасался, а таких историй о Шерлоке Холмсе, которых еще не касались, очень много. Мы добились значительного успеха, попросту откапывая кусочки, на которые не обращают внимания… Например, нам в заслугу поставили то, что мы впервые видим Шерлока Холмса, избивающего хлыстом труп, и люди заговорили о том, какие мы умные и замечательные. Но ведь правда заключается в том, что, когда Шерлок Холмс впервые упоминается в самой первой истории о Шерлоке Холмсе, он именно это и делает! Мы просто стащили это из оригинала».
Хотя Стивен Моффат начал свою карьеру сценариста, работая над детским телешоу «Газетчики» (Press Gang) – сериалом, действие которого разворачивается вокруг школьной стенгазеты, – у него есть солидный опыт в создании программ, нацеленных на в большей степени на взрослую аудиторию. За «Газетчиками» последовали «Шутки в сторону» (Joking Apart) и «Любовь на шестерых» (Coupling) – ситкомы о разводе, отношениях и сексе. Тем не менее, ему не кажется, что есть существенная разница в том, чтобы писать для разных возрастных групп. «Я об этом даже никогда не задумывался. Мне на самом деле не приходится об этом думать, что, возможно, говорит о моей незрелости!»
«Мне кажется, “Шерлок” очень нравится и детям. Я совсем не уверен, что аудитории “Доктора Кто” и “Шерлока” сильно отличаются, как это некоторым может показаться. Меня встревожило, что последняя серия была передвинута на девять часов, потому что это было немного слишком поздно для детей; и, хотя мы и не делаем этот сериал для них, и вполне очевидно, что он более взрослый, чем “Доктор Кто”, в то же самое время я всегда стараюсь не включать что-то… ну, понимаете, можно немного расширить рамки, но не превращать это во что-то, что не смогут смотреть дети. В нем нет ничего, что нельзя было бы показать моим собственным детям».
«Любовь на шестерых» – исключение из этого правила. Несмотря на классические элементы ситкома – три парня, три девушки и куча недоразумений – это шоу не назовешь образцом пристойности.
«Дети в “Газетчиках”, шоу, которое я делал много лет назад, гораздо взрослее героев “Любви на шестерых”. По всем признакам это программа для взрослых, но по сравнению с детскими шоу, она гораздо менее зрелая.
Мне нравится “Любовь на шестерых”, я полагаю, когда говоришь со взрослыми, то можно позволить себе гораздо больше, но если бы я мог вернуться назад, я бы ориентировался на более широкую аудиторию, потому что в “Любви на шестерых” очень много серий, которые детям смотреть нельзя. “Мужчина на двух ногах” – очень смешная серия, моему сыну она бы точно понравилась, но она чуточку слишком рискованная. Чуть больше изобретательности, чуть больше игры слов – и это шоу было бы для массового зрителя, а не для небольшого сегмента аудитории».
Границы между комедией и драмой тоже размываются: одной из черт, присущих сценариям Моффата, является переход от эмоционально напряженной драмы к снимающим это напряжениям смешным моментам и обратно – и так несколько раз за серию. «Честно, я почти совсем не меняю подход. Разница лишь в том, что, когда вы делаете ситком, вы думаете о том, что зрители должны смеяться вот на этой странице, на этой и на этой. Я не думаю, что этому есть какое-то оправдание, разве что, раз уж вы заставляете людей плакать, то вы должны заставить их и смеяться. Я писал комедии еще до того, как я официально стал писать комедии, потому что «Газетчики» всегда были смешными».
Драматические элементы могут усиливать юмор. Комичное часто возникает, когда ниспровергаются ожидания, когда дает трещину напряжение, и тогда драма и комедия сталкиваются, заставляя друг друга играть новыми красками. «Комедия должна присутствовать в драме, так же, как и в реальной жизни, но и успешные комедии часто возникают из драматических элементов. Границы могут быть размыты, потому что это – искусственное разделение, если вы, конечно, не говорите именно об актерах и писателях-юмористах. Если же вы говорите о комичном в сюжетном повествовании – то это просто то, как вы рассказываете историю».
Новый хит от Стивена Моффата – «Шерлок», экранизация произведений Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, второй сезон которого был показан недавно и вызвал множество одобрительных отзывов. «Шерлок», действие которого перенесено в современный Лондон, стоит особняком от множества других экранизаций. Сериал органично вобрал в себя современные отношения и технологии. Что, по мнению Моффата, является естественным развитием для такого персонажа, как Шерлок Холмс. «Мы просто решили, что мы осовременим его как следует; он будет современным человеком, потому что он и был современным человеком в викторианской версии, он всегда использовал новейшие изобретения, такие, как телеграммы. Он из тех, кто ценит технологии и с удовольствием их использует; он этакий эксперт, он гик, эти вещи как раз для него. По-моему, это весело. Я не думаю, что все эти фантастические технологии, которые у нас присутствует, ограничивают повествование, я уверен, что это можно использовать на тысячу разных ладов».
Многие отмечают сходство между Доктором и Шерлоком, вплоть до финальных серий сезонов, в которых оба персонажа симулируют свою смерть. «Мы всегда знали, что нам придется снять “Рейхенбах”, и да, это правда, я написал серию, где Доктор симулирует смерть – хотя и более изощренным методом! Проблема в том, что я руковожу обоими проектами, и что я никогда не могу себе позволить, так это не делать что-то в одном шоу, потому что я это уже сделал в другом. Девяносто девять процентов аудитории не имеют ни малейшей идеи о том, кто я такой и что я работаю над обоими сериалами, поэтому вы просто не обращаете внимания на такие вещи. Они – два безрассудных гения, они всегда будут совершать схожие поступки».
Итак, что ждет человека с золотым пером? После драматической развязки «Падения Рейхенбаха» – заключительной серии второго сезона «Шерлока» – было объявлено, ко всеобщему восторгу, что нас ждет третий сезон. В настоящее время идет работа над седьмым сезоном «Доктора Кто», так что, похоже, в ближайшем будущем отдыхать Моффату не придется. «Только что официально начался подготовительный период съемок “Доктора Кто”, так что пока говорить о том, когда он будет показан, было бы несколько преждевременно. Но мы его обязательно покажем, и я практически уверен, что это произойдет осенью».
Детали нового сезона не разглашаются, но похоже, что спутники Доктора на протяжении двух последних сезонов, Эми Понд и Рори Уильямс (в исполнении Карен Гиллан и Артура Дарвилла), покинут сериал. «Именно это я сейчас и пишу – большой, душераздирающий финал Рори и Эми. Совершенно душераздирающий», – поддразнивает Моффат. «Думаю, вам будет очень трудно его смотреть».