«ХлебСоль»
февраль 2012
Юлия Высоцкая поговорила с Екатериной Гусевой о ее семье, детях, доме и привычках – обо всех составляющих уютного мира актрисы.
— Где ты снималась в последнее время?
— В Одессе, у Станислава Говорухина, в проекте под рабочим названием «Лифт». А также была занята в картине «Жемчужина у моря», режиссер - Марк Горобец, это его дебют. Провела два месяца, можно сказать, на тропе здоровья - много-много километров вдоль одесского побережья, где нет машин, только пешеходы, велосипеды, ролики и мамы или няни с колясками. И график съемок был замечательный: четыре дня работала, три - отдыхала.
— Каникулы!
— Я пребывала в такой гармонии с собой и миром, могла совмещать: быть и мамой, и артисткой. А вернулась в Москву и пришла в ужас. Меня все это придавило - Москва, москвичи, гости столицы, погода, активная жизнь... И я никак не могу собраться.
— Все устаканится, и будет снова казаться, что так и надо!
— А еще дочь за два месяца выросла так, что я понимаю: кафельную плитку пора менять на ковролин - она уже не ползает, а почти бегает на четвереньках. А у нас везде углы, и надо решать пространство по-другому.
— Надо, чтобы кто-то помог. А то мама и артистка - это уже много. Так что будем говорить о простом - о еде. Какие кулинарные пристрастия?
— Я скорее обжора, чем гурман. И я не умею готовить.
— Не может быть!
— Может! Но я прекрасно готовлю детскую еду. В этом я ас! Собственно, я сама ее и поглощаю.
— Детская еда - очень полезно, конечно. Но надо же еще кормить остальных членов семьи...
— Есть прекрасная няня, ее зовут Ирина, которая еще и всех нас кормит. В основном, правда, супом. Это такое блюдо - можно всем угодить. И мы этот суп едим.
— А кто готовил в детстве?
— Мама, бабушка.
— А дома был культ еды? Или как у всех советских людей - наплывами, по праздникам?
— К сожалению, в тот период, когда я была маленькой, в стране царил дефицит. Тут уж не до жиру, как говорится, не до изысков. Очень хорошо помню торт «Поль Робсон».
— А что это? Поль Робсон - это же темнокожий музыкант и коммунист!
— Это был чудесный шоколадный торт, посыпанный шоколадной стружкой. Видимо, у кого-то было развито ассоциативное мышление, и торт назвали в честь Поля Робсона. Я его обожаю до сих пор! Еще помню бабушкины грибочки. Из песочного теста лепятся шляпка и ножка. Потом взбивается белок с сахаром - это для ножки. Потом добавляется какао - это для шляпки коричневой. Потом все это склеивается, а ножка опускается в мак - будто бы она в земле. Только украшается все после того, как испеклось. Это чудо!
— А кто сейчас дома задает тон кулинарным направлениям?
— Дети.
— То есть у вас здоровая еда?
— Да, именно так.
— Это замечательно. А что-нибудь вредное ты любишь?
— Сладкое, я сладкоежка. Люблю все, что имеет вкус сладкого.
— А кофе пьешь?
— Да, но я не кофеман. Предпочитаю чай.
— Настоящий русский большой чайник, много чашек, можно сидеть пить, пить и пить...
— Просто чай - скучно, его сразу хочется чем-то заесть. Я люблю чай с кедровыми орешками, медом, корицей, мятный очень люблю. А вот холодный не пью - для меня это не чай.
— А как выживаешь на съемках? Все-таки кинокорм, как его называют, редко бывает хорошего качества. Чем ты питаешься на съемочной площадке?
— Честно говоря, я всеядна и не капризна в еде. У меня в райдере нет никаких пожеланий относительно, например, овощей на пару. Единственное - у меня всегда с собой столовые приборы, потому что, когда тебе привозят в пластиковых коробках остывший суп и предлагают пластиковую ложку, это неприятно.
— Ох да, к ней всегда прилипает жир...
— Кажется, что своими приборами есть вкуснее!
— Эстетика помогает, конечно. В общем, на площадке ты ешь?
— Да, вместе со всеми. Я не люблю есть одна. Я не запираюсь во время еды в своем вагончике, а иду в народ, и мы все вместе едим.
— А дома часто бывают праздники? Часто приходят гости или такая жизнь сумасшедшая, что не до этого?
— Негостеприимный я человек.
— Почему?
— Я так дорожу своим домом, временем, проведенным впятером - с мужем, детьми и кошкой Дусей, что гостей приглашаю редко.
— Я это понимаю очень хорошо. Кошка - член семьи?
— Да, полноправный. Вообще я не люблю кошек. Люблю только Дусю.
— А откуда она взялась?
— Когда Леше (сын актрисы. - Прим. ред.) было пять лет, он ушел из дома. Мы его поймали у лифта за шарф! Дело в том, что он очень хотел какое-нибудь животное в дом. Это он мультик про дядю Федора посмотрел, когда тот просил собаку. Я же понимала, что это огромная ответственность, вечные разъезды, напряженный график - пес будет страдать. А кошек я вообще не представляла в доме. Но этим письмом, этой своей попыткой пойти на крайний шаг, чтобы все-таки появился какой-то меховой живой зверь, он меня сломал. И мы начали выбирать, кто это может быть. Остановились на котенке, как из мультфильма «Котенок по имени Гав». У Дуси круглые детские глаза, мизерный, едва заметный нос и маленький ротик. Милейшее, добрейшее, терпеливое создание, очень красивое и дорогое нам.
— Замечательно! Такая ода кошке, которая началась с того, что ты не любишь кошек. А ребенок успокоился? Больше из дома не уходил?
— Да, все в порядке.
— А кто занимается воспитанием детей, ведь, когда мама - артистка, понятно, что не всегда есть время?
— Не знаю, как будет сейчас, потому что эти два замечательных месяца закончились и я понимаю, что не впрыгну опять в тот ритм жизни, который был еще год назад. И с дочерью все будет по-другому, пока не знаю как. А сын... Слава богу, получилось так, что в младшем возрасте я уделяла ему очень много времени, и постепенно благодаря увлечению огромным количеством вещей он превратился в сверхзанятого человечка, у которого полный набор дел. Он учится в гимназии, изучает два языка, занимается спортом профессионально - ходит на плавание, к тому же у него много других интересов - саксофон, бокс и т.д. Еще берет уроки живописи. Так что он не сидит дома и не спрашивает, где мама, потому что знает: мама занята. Папа тоже занят. И он тоже занят. И мы все заняты делом. Мамой быть очень важно и очень сложно, конечно. И для начала надо купить ковролин! (Смеется.)
— А возбуждает вот это обустройство дома? Нравится вить гнездо, строить свой мир? Есть для тебя что-то привлекательное в этом? Или не хватает времени?
— Нравится, но я не склонна, например, передвигать мебель. Если дом обживается достаточно быстро, потом не хочется ничего менять. Дом сложился, и сейчас он такой неприкосновенный.
— А мой муж ненавидит, когда ремонт сделан до конца. Он любит, чтобы всегда что-то происходило. Все время нужно что-то улучшать, переделывать, докупать или убирать... А у тебя, наоборот, создан мир, и он должен быть неприкосновенным.
— Да, единственное - отягощает количество вещей, которые постоянно набираются и уже никуда не помещаются. Так, у меня когда-то была коллекция бегемотиков, более тысячи различных экземпляров. Они заполонили весь дом - этот зверинец, это стадо. Когда-то мне подарили одного, об этом узнали близкие и друзья, и вот появился второй, третий, пятнадцатый, возникло ощущение, что они размножаются! А сейчас они все законсервированы, убраны в коробки, потому что огромное количество вещей, не нужных в быту, тяготит. Очень тяжело сбросить этот груз, потому что ты берешь в руки вещь и понимаешь, что есть человек, который тебе эту вещь когда-то подарил, в этой вещи его тепло и отношение к тебе. И ты тем самым делаешь ему больно, а он не знает об этом.
— А есть какие-то традиции в этом небольшом закрытом уютном родном мире? Например, ты на Пасху ставишь кулич...
— Конечно! Его святит и привозит мама. А я сама каждый Новый год делаю мясо по-французски, я его обожаю!
— Представляешь, а французы-то не знают, что существует такое мясо! (Смеется.) Но вся Россия его очень любит. Это правда. Этот рецепт стал когда-то таким откровением. Скажи, а как ты восстанавливаешься? Что ты делаешь, чтобы отдохнуть? Ведь ты актриса и должна постоянно отдавать энергию, когда выходишь на сцену.
— Только дом, и больше ничего не нужно! Я всегда стою перед выбором, как провести свободное время, и каждый раз еду домой. Я домашний человек.
— А ты любишь путешествовать?
— Конечно!
— А как и где путешествуешь чаще всего?
— Путешествие для меня - это отдых от того, от чего я устала. Если я физически устала, то, наверное, это гамак, книжка, сон - пляжный отдых. Но в большей степени накапливается внутренняя эмоциональная усталость, опустошенность. Серьезные роли очень много забирают. Но в театре хотя бы чем больше ты отдаешь во время спектакля, тем больше получаешь взамен, и ты идешь домой удовлетворенной. А кино, камера - это энергетический вампир: "Дай, дай, дай!" Когда много отдано какой-то роли, хочется активного отдыха, безумного, физически хочется себя нагрузить так, чтобы и голова посветлела, и душа. Я люблю зимний активный отдых - лыжи, коньки, сноуборд, на снегостопах люблю ходить по горам, по снегу. Потом броситься в какой-нибудь горячий источник, в джакузи кипящий, потом глинтвейн на морозе - я все это очень люблю. Летний отдых все равно как-то утомляет. Незабываемые ощущения получаешь в Норвегии летом. Это такая холодная страна, с травяными зелеными крышами, с маленькими домиками на отвесных скалах, которые накрывает волною ледяного моря, фьорды безумной красоты и прохлада - гордая прохладная страна. Она мне очень-очень нравится.
— Ты Снежная королева или Снегурочка. Ты же выросла в снежные зимы, занималась фигурным катанием, а я выросла на Кавказе и холод совсем не могу терпеть.
— Активный отдых может быть только зимой, потому что летний отдых расслабляет, а зимой хочется шевелиться, чтобы не замерзнуть. Идет такой адреналин, этот пар изо рта! Тебе хочется двигаться, ты производишь такую хорошую здоровую энергию. И румянец!
— А сын разделяет эту твою любовь к холоду?
— Да, он тоже все это очень любит. Правда, совершенно не полюбил коньки. И на лыжи горные не встал, ему это совершенно не близко. Он фристайлит на сноуборде, с пяти лет катается.
— А что ты читаешь? Есть ли время читать? Нужна же свободная голова для некоторых книжек.
— Сейчас крайне редко удается читать, потому что я занимаюсь ребенком. Очень много приходится читать сценариев, которые мне присылают, литературы, связанной с работой над ролью. То есть для настроения читать не получается. Скоро это будет Чуковский, сказки Пушкина пойдут. Хотя школьную программу пятого класса я прочла всю. Мы с сыном читаем вместе. Правда, я не понимаю, как можно постичь те произведения, которые дают ребенку в школе. А изучать их фрагментарно или в переложении нельзя.
— Это сложный вопрос. Если детей не заставлять читать, то как они будут развиваться? А если заставлять, то можно отпугнуть на всю жизнь, как очень часто происходит с классикой русской - к ней никто потом не хочет возвращаться.
— У меня ребенок Толстого пока не воспринимает. Он за Чехова: краткость - сестра таланта, как говорил Антон Павлович. Он не понимает всех этих пустых ненужных многословных описаний. Ему скучно, он засыпает или начинает думать о другом. Нынешнее поколение мыслит быстрее, быстрее живет, развивается. И такое ощущение иногда, что ребенок хочет бежать, а его держат за ногу.
— Иногда надо поддержать.
— Или придержать.
— В этом возрасте Жюль Верн развивает. Приключенческая литература, которая будит воображение. Это то, что ребенку близко и понятно. Толстой - это полный бред для ребенка.
— Конечно, ведь для начала нужно привить желание читать.
— Да, всему свое время. Эту приключенческую литературу ведь не будешь читать в 16 лет. А там столько хорошего! У нас сейчас тоже идет борьба с литературой. Пока была французская и английская, скоро будет русская. А мы с тобой - то поколение, которое выросло с книжками. Мы без книжек за стол не садились и, извините, в туалет не ходили.
— Удивительная вещь, я играла в «Красавице и чудовище» - этот бродвейский мюзикл, который поставили в Москве, шел два сезона. Потрясающее зрелище, такие декорации, спецэффекты, этот дворец, который складывается на твоих глазах, библиотека с круговой лестницей, фейерверк, огонь - красивейшее шоу! И в этот же период я читала сказку Аксакова «Аленький цветочек» в зале Чайковского, с оркестром. Никаких декораций, лишь полный зал детей, которые настолько тихо сидели и внимательно слушали, что я шороха не слышала. Только какие-то реакции на сюжет, на слово. И это удивительно! Я подумала: значит, все-таки фантазия настолько сильна!
— А где ты черпаешь вдохновение для роли? Откуда берешь все?
— Конечно, это снова дом и семья. Это такое большое понятие: и бабушка, и мама, и сестра, и папа, и племянницы, и дети, и муж. В любви, в доме, в тепле. А больше негде.
— То есть ты с детства домашняя? Даже в 16 лет такой была?
— Да, я не сидела у стены Цоя, не курила, не играла на гитаре, не ездила с палатками в походы. Я всегда была дома. Потом у меня появился свой дом. Это все плавно перешло, достаточно рано. Не было у меня периода улицы.
— А по тебе видно, что ты очень органичная, такая совершенно сбалансированная внутренне. Это редкость, особенно сегодня, особенно в этом городе.
Юлия ВЫСОЦКАЯ